Меню сайта
Форма входа
Сибирский Джазовый Курьер Пятница, 24.11.2017, 22:47
Приветствую Вас guest | RSS
 
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Модератор форума: Eugene 
Форум "Сибирского Джазового Курьера" » Разговоры о Джазе » Теория джаза » И.Э.Берендт "От рэга до рока" (Спиричуэлс и госпел) (О важнейших элементах джаза)
И.Э.Берендт "От рэга до рока" (Спиричуэлс и госпел)
EugeneДата: Четверг, 02.07.2009, 11:37 | Сообщение # 1
märchenhaft
Группа: Администраторы
Сообщений: 41
Статус: Offline
Певица, голос которой звучал ближе всего к голосу Бесси Смит по силе и выразительной насыщенности, пела не блюзы, а "госпел". Это была Махалия Джексон, умершая в 1972 году. "Госпел сонг" – религиозный гимн – это современная форма спиричуэлс, в которых еще нередко ощущается родство с европейской церковной музыкой, особенно прошлого столетия. Последнее утверждение более справедливо для старых спиричуэлс, в то время как их более современные разновидности являются более живыми, свинговыми и джазовыми. Блюз – это бытовой эквивалент спиричуэлс и госпел. Или наоборот: спиричуэле и госпел – это религиозные формы блюза. Поэтому слова блюзовой девицы Эльберты Хантер следует понимать не в переносном, а буквальном смысле: "Блюз для меня ... почти религия. Они, как и спиричуэлс, что-то почти святое. Когда я пою блюз, то пою всем сердцем, пою то, что чувствую". А Т.Бон Уолкер пишет: "Несомненно, в блюзе многое идет от церкви. В первый раз в своей жизни я услышал буги-вуги в церкви. Это было в Далласе, в церкви Святого духа. Я думаю, что буги-вуги было там разновидностью блюза. А пастор часто произносил проповеди в тоне блюза ... многие мне говорили, что если уж я когда-нибудь не смогу зарабатывать как певец, я стану пастором – имея в виду мой способ исполнения блюзов. Говорят, что они звучат как проповеди".
Если зайти в любую церковь Гарлема, не ощущается никакой разницы при сравнении атмосферы религиозного экстаза с той, которая царит на джазовом концерте, скажем, Лайонела Хэмптона. Те же ритмы, тот же бит и свинг в музыке; нередки здесь и джазовые инструменты – саксофон, тромбон, ударные, типичные для буги басовые рисунки, блюзовые структуры и люди, отбивающие в экстазе ритм ладонями, часто - танцуя.
Уинтроп Серджент так описывает богослужение в южных штатах Америки: "Проходили минуты, долгие минуты в странном напряжении. Шумы, возгласы становились все громче, все драматичнее, пока внезапно я не почувствовал охватившее толпу творческое напряжение, словно электрический ток. Это было чуть слышное пение. Эмоции сгущались как тучи. А затем из глубины нечистой совести "грешника" возникла пробуждающая сочувствие невнятная жалоба, чисто негритянский вздох в виде музыкальной каденции. Из другого конца тесно сомкнувшейся толпы другой голос импровизировал ответ. Снова появилась жалоба, на этот раз громче и нетерпеливей. В ответе слилось несколько голосов, составивших музыкальную фразу. И так, в нашем присутствии, из расплавленного драгоценного музыкального металла сложилась новая песня, сочиненная не кем-то в отдельности, но буквально каждым из них".
Современные госпел чаще всего сочиняются композиторами и распространяются различными издательствами в нотных публикациях. Но во время богослужений они используются очень свободно в качестве тем, хотя и не столь свободно, как "стандарты и блюзы для джазовых импровизаций". Тем не менее интерпретации госпел всегда индивидуальны. Тексты их пишут многие ведущие негритянские литераторы, например, Лэнгстон Хьюз, а тиражи их нот часто превышают тиражи шлягеров.
Наиболее выдающейся исполнительницей госпел была и осталась Махэлия Джексон, уроженка Нового Орлеана. В 1945 году, когда ее пластинка "Move On Up A Little Higher" стала бестселлером в категории "гигантов" (было продано свыше миллиона экземпляров!), она сразу стала известной. Благодаря ей белый мир впервые по-настоящему познакомился с госпел. До тех пор лишь немногие имели представление о том, что происходит каждое воскресенье в церквах Гарлема и других негритянских районов.
Среди наиболее значительных ансамблей, исполняющих госпел в прошлом и настоящем, можно отметить "Сент Полс Баптист Черч Хор" в Лос Анжелесе, "Беллс оф Джой", "Госпелариэс", "Гармонайзинг Фоур", "Дикси Хамминг Бэрдс" , "Ориджинл Файв Блайнд Бойс", "Старт оф Хоуп", "Спирит оф Мемфис Квартет", "Крисчен Тревнлерс", "Сенсэйшнл Найтингейлс" "Стэпл Сингерс", "Голден Гэйт Джюби Квартет*."Пидгрим Трэвелерс", "Дороти Лав Коутис энд хис Ориджинл Госпел Гармонайтис", "Р.Х.Харрис энд Крайеленд Сингерс", "Старсоф Фейт, "Роберт Паттерсон Сингерс", "Брадер Клеофус Робинсон" и особенно покойный Бишоп Келси ж его конгрегация в Вашингтоне. На многочисленных пластинках этого последнего – хотя бы на "Little Boy" – можно услышать, как в процессе проповеди преподобный Келси постепенно становится ведущим певцом, а затем внезапно, с захватывающей непосредственностью, вся конгрегация вовлекается в пение.
Среди кандидаток на опустевший трон Махэлии Джексон остались Марион Уильямс и Бесси Гриффин.
Многие проповедники-мужчины, певцы госпел – мастера пения фальцетом. Этот способ пения веками практиковался в Африке как знак высшей убедительности и символ мужества. Позднее этот способ перешел из спиричуэлси госпел в блюз, затем – в современный джаз (как у Леона Томаса) или современную рок – и соул-музыку (как у Перри Мэйфилда).
В госпел встречаются ковбойские ритмы, ритмы хилбилли, мамбо, вальса и буги-вуги. Но в основном здесь преобладает мощный, порывистый джазовый бит. В госпел, как и в блюзе, присутствует все то, что встречается в жизни: политические выборы, небоскребы, поезда и телефоны... Мы, белые, можем с присущим нам высокомерием считать наивностью выражать в церковном гимне такие желания, как поговорить по телефону с господом богом или отправиться на небо в комфортабельном экспрессе. Но во времена великого расцвета нашего собственного религиозного искусства у нас было то же самое: голландские художники изображали историю распятия на фоне фламандского или голландского ландшафта, а наши коляды воспевали историю рождества Христова во время зимы, словно это произошло в нашей стране.
Спиричуэле и госпел не относятся - как часто полагают – к истории и не являются чем-то существовавшим давно, у истоков джаза, где-то в деревнях южных штатов. Совсем наоборот: в процессе развития джаза они оживали в джазовых импровизациях все эффективнее, динамичнее и живее. Начиная с 50-х годов госпел и соул широким фронтом ворвались в другие области негритянской музыки, прежде всего в джаз. Милт Джексон, ведущий вибрафонист 50-х годов, на вопрос, откуда идут его своеобразный стиль и одухотворенность исполнения, ответил: "Что такое душа джаза? Это то, что исходит из твоей личности. У меня она проявляется в том, что я слышал и чувствовал в мыслях и музыке своей церкви. Это оказало сильнейшее влияние на мой творческий путь. Все хотят знать, откуда произошел мой стиль фанки. А он произошел от церкви".
Гари Крамер в комментарии к пластинке исполнителя современного ритм-энд-блюза Рэя Чарльза пишет: "Сущностью ритм-энд-блюзовых пластинок Рэя Чарльза является сильный элемент госпел. Слишком редко подчеркивается важность связей между негритянской религиозной музыкой и джазом ...".
Такие музыканты, как Милт Джексон, Хорэйс Силвер и Чарльз, создали во второй половине 50-х годов "волну саул", которая, получив решающий импульс от госпел, ворвалась в популярную музыку 50-х годов. Некоторые важнейшие исполнители соул и рок-музыки 60-х и 70-х годов немыслимы без базы госпел: Отис Реддинг, Джеймс Браун, Арета Фрэнклин, Литтл Ричард, Уилсон Пикетт, Айзек Хейс ...
Соул – это госпел вне церкви, "в миру". И лучшие исполнители соул, даже в расцвете своей карьеры, продолжают петь в церкви госпел для негритянской публики - например, Арета. Фрэнклин.
Некоторые специалисты считают музыку госпел даже более существенной для развития современного звучания рок – и поп-музыки, а также джаза, нежели блюз. Как отмечает Чарльз Кийл, "...к числу тех мест, где в Чикаго – этой блюзовой столице мира – исполняется блюз и джаз, следует причислить не менее 40 церквей".
Джаз и госпел не менее родственны и в другом отношении: многие лучшие джазовые певицы начинали в церкви, хотя бы Сара Вон, которая перенесла концепцию Чарли Паркера в современный джазовый вокал, или покойная Дайна Вашингтон, настоящая королева современного ритм-энд-блюза, которая была не только певицей, но и пианисткой в церкви, или вышеупомянутая Арета Фрэнклин. И наоборот, многие исполнители госпел вышли из мира джаза: "Сестра" Розетта Тарп (лучшая после Махэлии Джексон певица госпел) была в 30-х годах вокалисткой свинговых оркестров Кэба Кэлловэя и Лаки Миллиндера и популярной артисткой ночных клубов. Известнейший композитор госпел Томас А.Дорси начинал свою карьеру в 20-х -30-х годах в качестве буги-блюзового пианиста.
Гитарист Дэнни Баркер говорил о Бесси Смит: "Если бы кто-нибудь бывал в церкви так же часто, как это делают выходцы с Юга, он бы узнал, что есть глубокое сходство между тем, что делала Бесси Смит, и тем, что ежедневно делают проповедники и евангелисты...".
Мы можем, наконец, вернуться к самым истокам джаза. Исполнитель на банджо Бадди Скотт рассказывает: "Бадди Болден ходил по воскресеньям в церковь и именно там черпал свои джазовые идеи. Ритм в церкви отбивали ладонями".
 
Форум "Сибирского Джазового Курьера" » Разговоры о Джазе » Теория джаза » И.Э.Берендт "От рэга до рока" (Спиричуэлс и госпел) (О важнейших элементах джаза)
Страница 1 из 11
Поиск:

Copyright Сибирский Джазовый Курьер © 2017
Хостинг от uCoz