Меню сайта
Форма входа
Сибирский Джазовый Курьер Пятница, 29.03.2024, 11:39
Приветствую Вас guest | RSS
 
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Eugene  
Форум "Сибирского Джазового Курьера" » Разговоры о Джазе » Отзывы о джазовых релизах » Duke Ellington Charlie Mingus Max Roach (1962) Money Jungle
Duke Ellington Charlie Mingus Max Roach (1962) Money Jungle
otoutoДата: Четверг, 23.10.2008, 08:26 | Сообщение # 1
renombrado
Группа: Tech
Сообщений: 8
Статус: Offline
стандартная шапка: цели совершить глубокий экскурс и анализ не было - цель эта мне не по силам. Цель - впечатления, сырые, образные, любительские. smile

"...If you call this jungle, consider me Tarzan of ones" ~ R.V. Netou

Duke Ellington. Charlie Mingus. Max Roach.

(1962) Money Jungle.

Very Special. В простых вещах безупречность случается крайне редко. Тут можно попенять высказывающему такое, что де и со сложными те же и там же. Пусть так, одобрено-подпись-печать. Но возьмем столик в придорожном кафе. Круглый столик с клеенчатой хрустящей скатеркой и святой троицей современности в пересечении диаметров - рафинированный сахар, нерафинированный сахар и зубочистки. Пролейте клюквенный сироп - пятно. Отложите сигарету мимо пепельницы - дыра. За столик приносят невыносимо белую чашку с черным кофе. Малейший скол по краю этого безупречного фаянса занимает чувства больше чем напиток в нем поданный. Вы норовите ощутить его губой, обежать взглядом круговую дистанцию блюдца отметив вторгшимся в безупречное сколом финиш. Это не пиршество у скифского царя, где можно запросто отковырять от трофейной чаши камень поменьше и высморкаться в край персидского ковра и никто ничего не заметит.

Один из величайших пианистов, один из величайших басистов и один, как можно догадаться, из величайших барабанщиков джаза делают простое безупречно. Простое - безупречно. Безупречно. Very Special.

A Little Max. Вечер. В доме много гостей, играет музыка, танцуют, курят, смеются, звенят бокалами, разговаривают - взрослые. Из детской спальни, стеснительно, короткими перебежками, огибая БОЛЬШИЕ НОГИ в блестящих черных ботинках, на кухню за стаканом молока и печеньем, чтобы не заметила мама и не заставила чистить зубы.

Исходную версию и alternative take басист и пианист играют очень аккуратно и что ли.. "не громче чем" и "не чаще чем".. в alternative take бас более выражен, барабаны же солируют-аккомпанируют более уверенно и почти непрерывно - не иначе малыш Макс на обратном пути тайком прокрался посмотреть на все празднующее сборище. Но пропорции громкости и частоты в целом, выдержаны - иначе заметит мама и заставит чистить зубы.

Fleurette Africaine. Помимо собственно семантики отдельных слов, в описании некоторых вещей, принимает участие нечто, что я бы назвал ритмом как такового языка. Что устная речь вольна исказить, то письменная обезличивает. Катастрофа Африки - в поглощении ее "мягкой" культуры. Мягкий, теплый мир был искажен культурой металла романской Европы, а в последствие будучи перенесенным через океан - оковами отрывистого, звонкого и четкого английского языка. Мягкий, вечерний цветок Африки. Назовите его по-английски, и останется тлен гербария, плоская, тусклая зарисовка натуралиста. Французский мягче, деликатней. Дюк, выросший в отрывистом, блюзовом, полном горечи английском, не мог чего-то такого не чувствовать. Со всей мягкостью и нежностью его соло пронизывает всю композицию. Ударные Роуча звучат шорохом, а басовый смычок Мингуса - тихими крыльями насекомого, легким предзакатным ветром. Африканский цветок. Нет, Fleurette Africaine. Русский здесь тоже не очень подходит.

Rem Blues. Есть и в джазе b-sides, что записывали, но оглядев прочий материал, отложили на полку. Для любителей и ценителей собравших все мыслимые официальные и полуофициальные дискографии (вроде концертных записей и very special guest) такие неожиданно всплывающие треки - настоящие подарки. В своем 1962-м Мингус, Роуч и Дюк - сыграли неторопливый и спокойный блюз, изредка заворачивая не совсем традиционные для блюза пассажи в традиционную блюзовую форму ААБ, сыграли и отложили в долгий ящик. Не знаю, когда этот limited edition увидел свет там, но у нас ровно спустя 40 лет, этот блюзовый "пустячок" был официально издан. Сама мысль что где-то может лежать своеброазная джазовая Троя - скажем неизданный и слышанный единицами мира сего Трейн, и что от некоего шлимана вытирающего пыль в архивах, она может открыться миру - кажется мне поразительной.

Wig Wise. от этой и именно этой вещи очень живое, перед глазами. Острый носок башмака жмущего на педаль, чуть покачивающаяся над роялем шляпа Дюка, его морщинистые черные пальцы создающие уверенный темп, который поддерживает чуть склонивший голову Чарли М и безупречно выдерживающий паузы Роуч. Еще одна кофейная чашка безупречного белого фаянса. Многословие - как избыток сахара, повредит напитку.

Switch Blade. В этой композиции Дюк местами играет почти по-монковски. Словно выбивает телеграфную ленту. А в целом тему разыгрывает скорее контрабас Мингуса, что не очень для наших дней, здесь и сейчас, характерно - затяжные соло на басу скорее исключение, чем правило. Видимо тогда в 1962-м словосочетание "швейцарский нож", означало нечто отличное от того, что оно означает сейчас. Пилочкой для ногтей, зубочисткой и консервным ножом тут не пахнет. Все очень просто. И не устану повторять - превосходно просто.

Caravan. "У этих верблюдов какой-то нехороший оскал и они рвут и мечут, я на них не поеду". Очень отрывисто и жестко разыгранная классическая тема. Мягкие ворохи одежды а-ля Лоуренс Аравийский и плавные линии дюн? Может быть, но разве галопом на бешеном верблюде этого разглядишь? Из-под копыт взлетают мелкие злющие смерчики и крутятся, как шайтан на душу положит и складываются в один огромный и всасывают в себя горизонт. Точка.

Money Jungle
. Очень своенеобычный (по модулю моего слушательского опыта) для тех времен аккомпанемент на басу. Я имею очень поверхностное ощущение того, как играли контрабасисты в начале 60-х, но мне кажется, я понимаю, почему по тем временам техника Мингуса считалась очень достойной и из лучших. Он помимо ритмической поддержки очень много непрерывно солирует и в каких-то вещах как в этой ничуть не меньше чем Эллингтон и даже больше. На двоих эти двое сплетают историю о каменных джунглях в которых клерки-обезьянки прыгают с одной ветки метро на другую и носятся, как угорелые. Деньги слаще бананов.

Solitude
. Можно ли себе представить джазовую композицию написанную для какого-то отдельного инструмента? Безусловно легко можно. И первым примером, который придет в голову будет, конечно, рояль (или может быть гитара или аккордеон с красным бантом на боку, но я этого не говорил). Но джазовая гитара явление куда более редкое. нежели джазовый рояль, хоть вне сомнения и куда более частое, чем джазовый аккордеон. Композиция для одного сыгранная втроем вокруг одного. Превосходный экскурс в Duke's touch. Под следующей композицией - Warm Valley, вне сомнения можно последние слова повторить.

Backward Country Boy Blues
. Я до этой последней вещи ждал, какого-то раскрытия от Макса Роуча, но на этом диске он все-таки барабанщик аккомпанирующий. За прекрасными конструкциями, которые городят Мингус и Эллингтон его ударные держат опоры-ритм и может быть поэтому у Чарли М, как у, вообще говоря, части ритм секции, так развязаны руки. А так - еще один b-side чей-то благодарной рукой изданный.

 
Форум "Сибирского Джазового Курьера" » Разговоры о Джазе » Отзывы о джазовых релизах » Duke Ellington Charlie Mingus Max Roach (1962) Money Jungle
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright Сибирский Джазовый Курьер © 2024
Хостинг от uCoz