Меню сайта
Форма входа
Календарь новостей
«  Апрель 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Поиск
Сибирский Джазовый Курьер Воскресенье, 16.12.2018, 10:22
Приветствую Вас guest | RSS
 
 
Главная » 2010 » Апрель » 9 » Мэтью Шипп и Сабир Матин - представление музыкантов.
Мэтью Шипп и Сабир Матин - представление музыкантов.
12:07

Пианист Мэтью Шипп и саксофонист Сабир Матин являются весьма востребованными в мире музыкантами. Только за две недели мая этого года маршрут гастролей этого дуэта включает в себя Париж, Клагенфурт и Грац (Австрия), Рим, Тонделлу и Лиссабон (Португалия), Новосибирск/Академгородок, Краков и города Германии. Где-то они играют дуэтом, а где-то в коалиции с местными музыкантами. Таким и будет предстоящий концерт в Новосибирске - со знаменитыми американскими музыкантами будут играть музыканты нашего города. Для интересующихся творчеством этих музыкантов мы представляем краткую дополнительную информацию.

Администрация.

Американский пианист Мэттью Шипп родился 7 декабря 1960 года. Впервые он познакомился с клавиатурой рояля в возрасте пяти лет. Произошло это на его родине в г. Уилмингтоне, штат Делавэр. С 1984 года Мэттью Шипп становится частью нью-йоркского джазового мира, причём частью очень заметной. Этот человек получил хорошее образование. Будучи афроамериканцем, он имеет вид университетского человека, интеллигентного, мягкого, воспитанного, можно сказать, вид человека европейской культуры. В молодости Мэттью Шипп играл блюз и рок-музыку на электропиано и одновременно учился в очень престижной музыкальной консерватории Новой Англии, где довольно часто получают образование музыканты академического плана. В 1989 году он дебютировал в качестве записывающегося артиста в дуэте с альт-саксофонистом Робом Брауном. Женился в 1990 году на певице Дели Скейф. В 90-е годы, когда на него обратили внимание, ему было уже за тридцать лет. Для такой музыки это довольно много. В те годы Шипп сотрудничает с ярким адептом ладового джаза, «постколтреинистом», саксофонистом Дэвидом Эс. Уэаром (David S. Ware) , с музыкантом из Художественного Чикагского Ансамбля (Art Ensemble of Chicago) Роско Митчеллом (Roscoe Mitchell), происходящим из «революционных» 1960-х, с виолончелистом Абдулом Вадудом (Abdul Wadud) и целым рядом других музыкантов. Когда у него возник совместный проект с бывшим вокалистом группы "Electric Flag” Генри Роллинзом (Henry Rollins), то к Шиппу возник интерес уже не только джазовой публики.

В 1997 году Мэттью Шипп выступил в качестве пианиста в группе ветерана американского авангарда Роско Митчелла. С ним он записал диск, изданный фирмой ECM. Исполнителями на нём значатся Roscoe Mitchell and "The Note Factory". Называется альбом "Nine To Get Ready". Играют на нём, кроме самого саксофониста Роско Митчелла, пианист Мэттью Шипп, тромбонист Джордж Льюис (George Lewis), трубач Хью Рэгин (Hugh Ragin), два контрабасиста, один из которых постоянно играет с Мэттью Шиппом в разных сочетаниях и хорошо знаком российской публике, знаменитый Уильям Паркер (William Parker) и Джарибу Шахид (Jaribu Shahid), а также барабанщик Джералд Кливер (Gerald Cleaver). С последним Мэттью Шипп играет тоже довольно часто в разных проектах.

Американский пианист и композитор Мэттью Шипп является очень важной фигурой в современном музыкальном мире. Действительно, он гораздо шире, чем джазовый мир
Очень важной составляющей частью в деятельности этого пианиста, который 90-е годы провёл в активном сотрудничестве с различными саксофонистами «новой волны» и авангардными людьми, является то, что он с 2000 года руководит изданием специальной серии дисков, так называемой "Синей серии” на фирме "Thirsty Ear”. Эта серия дисков охватывает различные разделы музыки, преимущественно, конечно, включающая самого Мэттью Шиппа, но не только его. Началась эта серия экспериментальной музыки (необычная музыка звучит в этой серии) с издания альбома самого Мэттью Шиппа под названием "Pastoral Composure”, созданного квартетом музыкантов, в который, кроме Шиппа, входили трубач Рой Кэмпбелл (Roy Campbell), басист Уильям Паркер и ударник Джералд Кливер. «Думаю, Пол Блей (Paul Bley - один из белых американских авангардных музыкантов, кто начинал эру авангарда 60-х годов) оказал на меня большое влияние во всём, что касается пасторальной тематики. Это не значит, что я пытаюсь его копировать. Мой замысел – дать толчок для прогресса джазовым музыкантам, которые понимают современность, настоящее и прошлое, исполнителям, которые являются подлинно современными, но не желают утрачивать связи с традицией".У него великолепная фортепианная техника, он владеет многочисленными приёмами. Он может перемещаться от жёсткого звучания к весьма романтичному и не свойственному джазовым музыкантам. О своих взглядах на современную музыку Шипп говорит так: «Я считаю, что наш рынок в любом случае ограничен определёнными пределами. Все стремятся приспособиться к реальности, используя самую разную мотивацию. Есть много догматизма в определениях, что есть одно и что есть другое. И только попробуйте пойти наперекор мнению большинства. Некоторые умело пользуются ситуацией, но при этом теряется подлинность, как в ситуации с Линкольн-центром, куда накачали
миллионы долларов академические музыканты. Эта атмосфера не способствует творчеству. Вспомните 60-е. Конечно, там были свои проблемы, но когда я как пианист вглядываюсь в возможности тех лет, я вижу Джеки Байарда (Jaki Byard), играющего с Мингусом, я вижу трио Билла Эванса (Bill Evans), я вижу Эндрю Хилла (Andrew Hill), вижу Херби Хэнкока (Herbie Hancock), играющего с Майлсом. Было больше возможностей, было больше идей. Проблемы были, но, на мой взгляд, было больше воздуха, легче дышалось, тогда как сейчас все разграничено более жёстко.

В джаз вложено много денег, но все идёт к одним и тем же людям с одними и теми же идеями. Мне кажется, сейчас в джазе нелёгкие времена. Некоторым чудится джазовый ренессанс, но я так не думаю. Я вижу монополию, сосредоточенную в руках горстки людей. Я не вижу свежего ветра в музыке и это заставляет многих искать выход, работать с альтернативными лейблами типа «Thirsty Ear». Я ощущаю себя вне системы и рад, что это именно так. И хотя я джазовый музыкант, но ощущаю себя скорее частью альтернативной музыкальной культуры. Я знаю, что я хочу и я знаю людей со сходными взглядами. Я могу отвечать только за это. И хотя я принадлежу к молодому поколению джазовых исполнителей, куда идёт джаз, станет понятным только следующему, ещё более молодому поколению". В качестве продюсера, а не только пианиста М. Шипп очень смело смешивает различные стили, направления, звучания. В его музыке пересекаются джазовый  авангард, электроника, диджейские приёмы, хип-хоп и т.п. Он весьма провокативен, в нём есть авант, техно и джаз. Начиная с 90-х годов прошлого века и в течении первого десятилетия этого века у Мэттью Шиппа накопилась огромная дискография. Музыкант очень плодовит. Выступает как в сочетаниях с различными музыкантами, так и, особенно в последнее время, сольно. Записывает и выпускает собственные диски. Характер музыки каждый раз меняется. Поэтому всякий раз, когда берём в руки пластинку Мэттью Шиппа, мы должны быть готовы к сюрпризу.

источник: Михаил Митропольский. Бесконечное приближение 21.02.2009
Так же по ссылке запись программы радио России, посвященной Мэттью Шиппу.

Избранная дискография:

Critical Mass (1994) Thristy Ear
Мagnetism (1999) Blue Regard
Prism (1993) hatOLOGY
By The Law of Music (1996) hatOLOGY
The Muitiplication Table (1997) hatOLOGY
Nu Bop (2002) Thristy Ear  

Переизданы в России:

Pastoral Composure Jsph
Equilibrium Jsph
Sessions Jsph
Ortometry Jsph
Spring Heel Jack G.& P.
Harmony and Abyss PAR

Сабир Mатин - музыкант и композитор из Филадельфии, который играет в основном в авангардном джазе. Он на играет тенор и альт саксофонах, B-бемоль и альтовом кларнетах и флейте. Будучи молодым человеком, Maтин сначала обучался игре на ударных инструментах, и поэтому во время службы в ВВС он играл перкуссионистом в военном джаз-бэнде в основном репертуар, основанный на стандартах ритм-энд-блюза и фанка. И там в армии, где его часть перебрасывали из Северной Калифорнии на Окинаву, Таиланд и Филиппины, он перешёл на саксофон. В начале 1970-х годов, когда его пригласил пианист Хорас Тэйпскотт (Horace Tapscott) в «Панафриканский оркестр». Он органично вошёл вкомпанию ведущих авангардистов, стал выступать и записываться с Сесилом Тэйлором (Cecil Taylor), Санни Мюрреем (Sunny Murray), Уильямом Паркером, Аланом Силвой (Alan Silva), Батчем и Уилбером Морисами (Butch & Wilber Morris), Рафом Маликом (Raphe Malik), Стивом Суэллом (Steve Swallow), Роем Кэмпбеллом (Roy Campbell), Марком Эдвардсом (Mark Edwards), Джэмилем Мундоком (Jemeel Moondoc), Уильямом Хукером (William Hooker), Генри Граймсом (Henry Grimes), Рашидом Бакром ((Rashid Bakr), Даниэлем Картером (Daniel Carter). Его дискография в основном представлена компанией «Eremite» (Отшельник):

Raphe Malik - Conseqences
Sabir Mateen Trio
Sabir Mateen / Tom Bruno – Getting Away with Murder
Sunny Murray / Sabir Mateen – We Are Not at the Opera
Daniel Carter – Live / Test
Hamid Drake / Sabir Matten – Brothers Together
Alan Silva & The Celestrial Communication Orchestra
Alan Silva & the Sound Visions Orchestra

***

Кроме этого материала мы помещаем небольшую аналитическую заметку московского джазового аналитика Андрея Соловьева:

Рассказывая о том или ином джазовом музыканте, мы, как правило, стараемся определить, какой стиль или направление он представляет. Разговор о таком исполнителе, как американский пианист Мэтью Шипп, я бы начал не с этого. Для меня Мэтью Шипп – это прежде всего, джазовый интеллектуал, который не только хитроумно переплетает в своей игре различные пласты современной музыкальной культуры, но также тонко исследует реакцию слушателей на подобные эксперименты. И в этом отношении рядом с ним трудно кого-либо поставить. Хотя, конечно, первая ассоциация, которая приходит на ум – это Сесил Тэйлор. В ранний период Шипп несомненно был увлечен идеями великого мастера свободной фортепианной импровизации, да и в зрелом возрасте, особенно в сольных программах, он заставляет нас вспомнить о Тэйлоре. Общее между пианистами – в подходе к структуре и логике изложения музыкального материала. Как и Тэйлор, Мэтью Шипп учился в престижной Консерватории Новой Англии. И вообще, джаз вошел в его жизнь очень рано. Есть легенда, что его мать была хорошо знакома с самим Клиффордом Брауном и как следствие этого, к джазу в доме всегда относились по-особенному. В детстве Шипп скорее мечтал стать духовиком, ему особенно нравилось низкое бархатное звучание бас-кларнета. Но потом домашнее преклонение перед джазом постепенно уступило место увлечению рок-музыкой. А в рок-музыке, как известно, духовые инструменты большой роли не играют. Быстро поняв это, Мэтью Шипп пересел за клавишные, по мере возможности экспериментировал с электроинструментами и вернулся в джаз уже сложившимся пианистом со своим взглядом на музыку и первичным ощущением сцены. Какое-то время он брал уроки композиции и импровизации у Дэниса Сандолы, который в прежние времена был учителем самого Джона Колтрейна и оказал определенное внимание на музыкальное мышление великого саксофониста. На первых порах Мэтью Шипп ориентируется на классиков фри-джаза. Довольно долго он играет в ансамбле, которым руководит саксофонист David S.Ware. И только в конце 80-х начинает брать инициативу в свои руки, выпускает несколько альбомов в качестве лидера и продюсера. Организаторские способности Мэтью Шиппа, его гибкость и широкий взгляд на джазовую сцену довольно быстро были замечены, и он получает завидное место координатора «Голубой Серии», издаваемой престижным рекорд-лейблом Thirsty Ear. К эстетическим запросам представителей нетрадиционной сексуальной ориентации эти издания отношения не имеют, просто пластинки упакованы в приметные коробочки из голубого пластика. «Голубая серия» славится прежде всего своим постмодернистским интересом к смешению стилей, здесь много экспериментов, в которых авангардный джаз пересекается с академическим минимализмом, электронной сонористикой, танцевальными ритмами, хип-хопом и другими порождениями современной музыкальной жизни. Эта сторона творчества Мэтью Шиппа позволяет нам лучше понять его как радикального мыслителя, обладающего собственным музыкальным видением процесса развития афро-американской музыки. Кстати, не так давно Мэтью Шипп выпустил книжку «Логос и язык», которая построена как серия «постджазовых метафорических диалогов» с поэтом Стивом Далачински, и где предпринимается попытка соотнести музыкальные конструкции с определенными стереотипами человеческого поведения. Однако выступая в роли идеолога-продюсера, Шипп отчасти приносит в жертву концепции свое пианистическое дарование. Возможно, многие со мной не согласятся, но мне кажется, что даже оказавшись один на один с роялем или музицируя в составе стандартного джазового трио, он может рассказать нам о своем мировосприятии не меньше, чем в щедро обставленных технологиями мультимедийных проектах. У Мэтью Шиппа особые отношения с роялем, для описания его игры не так просто найти слова. Мне кажется, что он намеренно включает весь звучащий объем инструмента, тонко и умело работает с педалью, предпочитает созвучия в широком расположении и сквозные пассажи и в результате заставляет нас ощущать инструмент целиком, чувствовать его размер, объем, материал, почти физически ощущать грубоватую фактуру басовых и звонкую энергию высоких струн, чувствовать покорное подчинение педалей и упругое сопротивление молоточков. При этом пианист не стремится к концертной патетике, а играет, скорее, по-домашнему, по-хозяйски общаясь с инструментом на «ты».

Андрей Соловьев, джазовый аналитик, кандидат философских наук.

Категория: Статьи, интервью | Просмотров: 887 | Добавил: Eugene
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Разделы новостей
Статьи, интервью [44]
Ближайшие концерты [35]
Афиша джазовых концертов в Новосибирске.
МДФ Сибирские Джазовые Игрища 2008 [26]
Рецензии [45]
Обзоры джазовых CD/DVD
Книги, журналы [11]
Радио, ТВ [2]
Ссылки
Статистика
Copyright Сибирский Джазовый Курьер © 2018
Хостинг от uCoz