Меню сайта
Форма входа
Календарь новостей
«  Март 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Поиск
Сибирский Джазовый Курьер Суббота, 24.02.2018, 04:39
Приветствую Вас guest | RSS
 
 
Главная » 2012 » Март » 11 » О семантике и эстетике джазовой импровизации
О семантике и эстетике джазовой импровизации
09:35

Побудительным мотивом взяться за «перо» и написать эти короткие заметки стали недавние споры, местами переходящие в оскорбления («шарлатаны от музыки»), о сути фри-джаза и свободной импровизации, об эстетике этих течений в музыке – есть ли таковая вообще. Кроме этого, возникали вопросы о возможности выработки «объективных» критериев оценки эстетического содержания музыкального текста. Сторонники возможности такой оценки в первую очередь ссылаются на работу в этом направлении известного в России музыкального критика и автора многих книг о джазе Е.С.Барбана. Этими вопросами он занимается уже долгое время. Одна из последних книг на эту тему это книга «Джазовые опыты», в которой он касается также и проблемы семантики джазовой импровизации. В связи со всей этой полемикой прочитал еще раз главу 4.Семантика импровизации. Честно говоря, я в этой главе мало что понял, хотя в сферу моей профессиональной деятельности как раз и входят вопросы синтаксиса и семантики языковых систем. Ключевые термины, используемые в этой главе следующие – «знак», «смысл», «содержание», «понимание» и «семантика» как таковая. При всем при этом предполагается, что музыкальный язык есть некая знаковая система. Для того, чтобы произвольному читателю было понятно мое дальнейшее изложение я постараюсь в доступной форме (без всякой там математики) прояснить необходимые понятия и их соотношения. Прежде всего, о языке.  Упрощенно, любой язык характеризуется прежде все алфавитом, из которого построены основные термины (слова) языка, и синтаксисом, с помощью которого регламентируется связь слов в словосочетаниях и предложениях. Каждое слово является понятием. Содержанием понятия с незапамятных времен называется экстенсионал этого понятия, то есть класс (множество) всех его интерпретаций, смыслом этого понятия называют способ соотнесения имени (слова) понятия с одной из его интерпретаций (значение понятия). Придавая смысл понятию, мы получаем один из вариантов его содержания. Таким образом, каждому слову можно придать тот или иной смысл. В этом современном контексте из предложения любого языка смысл извлечь нельзя – его можно только придать. Семантикой языка как раз и является одна из его возможных интерпретаций.

В подобном же аспекте можно рассматривать любой другой язык мира искусств, меня же в этом контексте интересует язык музыки, как синтаксическая система. Словарем этого языка являются тоны и в каждой музыкальной системе устанавливаются свои правила соотнесения этих тонов (синтаксис этого зыка). Систем таких много, и в каждой из них свой набор выразительных средств и правил построения музыкального текста. Музыкальный текст в некоторых случаях можно препарировать на составляющие его компоненты. В джазовом лексиконе общеупотребительным является понятие «фраза». Формально определить это понятие, видимо, невозможно, хотя интуитивно в каждый конкретный момент изложения понятно, что это «логически» законченный фрагмент изложения музыкального текста. Фразы складываются в предложение. Структурой же музыкального произведения и будет способ соотнесения между собой предложений музыкального текста. В этом отношении, конечно, очень интересен сам по себе аспект музыкального мышления музыканта, внутренняя логика построения  музыкального изложения. Что мы имеем в виду, говоря о содержании (не содержательность пока)? Как и в вербальном языке содержание музыкального текста, если его рассматривать как языковый феномен, это опять же множество всех его возможных интерпретаций. В акте восприятия музыкального текста слушатель интерпретирует его (придает ему смысл). Что же в этом случае является содержанием воспринимаемого? Это и есть вопросы семантики. В самом начале рассматриваемой мной главы из книги Е.Барбана утверждается синонимичность понятий «музыкальный смысл» и «музыкальное содержание». В науке, начиная с работ великого логика и философа Готлоба Фреге ("Значение и смысл"), уставилось, что научное понимание этих понятий приводит нас к выводу, что, придавая тот или иной смысл, можно получить то или иное содержание. Поэтому и является уже некоторым штампом утверждение о многозначности художественного образа. В моем понимании содержанием музыкального текста при его восприятии перципиентом является временная последовательность эмоционально-интеллектуальных состояний, которую возможно оценивать с эстетической точки зрения. Этот вопрос дискутабельный, но, несомненно, это и есть один из вариантов понимания семантики произведения. В рассматриемой главе автор выделяет минимальной семантической единицей мотив, не уточняя при этом  детально - что имеется в виду, но, судя по контексту (мотивные фразы, тоны), все сводится почему-то к синтаксису, так как это элементы языка и следовательно синтаксические объекты. Таким образом, о семантике музыкального произведения речи не ведется вообще. Казалось бы, что, апеллируя к семиотичности джазового высказывания, можно каким-то образом спасти положение. Во-первых, странна сама апелляция в этом случае к семиотике (музыкальный язык - это синтаксическая или знаковая система?). Переводя на русский язык, это означает, что каждый тон или фраза (что еще, не знаю) является знаком, которому можно придать вполне определенное значение. В книге В.Мартынова «Конец времени композиторов» автор, рассматривая эволюцию культуры в историческом контексте, выделяет три его значимых периода времени – бытие как Космос, бытие как Откровение и бытие как История. Каждый из этих периодов характеризуется соотношением События и Структуры.

В этом отношении, именно первый период характеризуется тем, что каждый тон являлся знаком (семь тонов соотносятся с вполне определенными космическими объектами), и соотношения тонов отражали космическую реальность. В этот период первичной была Структура космического бытия, музыкальное событие являлось отражением этой Структуры. Начиная с периода Истории, тон перестает быть знаком, а приобретает лишь функциональное значение. Именно в это время, время начала эпохи композиторов, уже музыкальное Событие представляло новую Структуру (новый язык и новую эстетику). 

В заключении этих тезисных набросков хотел бы высказаться о возможности выработки объективных критериев оценки эстетического содержания художественного текста.

Сам термин объективный подразумевает отсутствие человеческого фактора при вынесении вердикта. Какого рода вердикт возможен? В естественных науках можно говорить об истинности или ложности утверждения. Это оценка. В этике можно выносить оценку – правильно или не правильно по отношению к поведенческому акту. Эстетика как гуманитарная наука анализирует понятия прекрасного и безобразного. То есть, оценивая художественный текст, мы можем выносить следующие оценки – это прекрасно, это безобразно и это не интересно (возможны вариации). Допустим, что мы умеем кодировать художественный текст и подаем его на вход компьютера. Соответствующий алгоритм, построенный человеком, анализирует этот текст и выдает вердикт. Что может быть на выходе? НИЧЕГО, кроме анализа правильности построенного текста. Почему? Потому что семантику в вышеуказанном смысле превратить в адекватный текст невозможно (отдельным пунктом стоит и вопрос правильности выбранной интерпретации). Это и есть проблема невозможности радикального перевода. Даже если и допустить фантастическое, что это каким-то образом сделано, то возможность такого рода оценки означала бы возможность формализации понятия КРАСОТА. В моей профессиональной области известны научные работы коллег по цеху, в которых исследуются возможности формализации принципиально не формализуемых понятий.

Почти весь текст грешит, с точки зрения представителя точных наук, подобного рода неопределенностями и смешением понятий, что не позволяет понять - ЧТО хотел сказать автор.

Категория: Рецензии | Просмотров: 1056 | Добавил: Eugene
Всего комментариев: 3
1  
Что есть в Вашем тексте эстетическое содержание?.. Разделяете ли Вы для себя хотя бы содержательность музыкального текста и его эстетическую ценность? Оригинальность? Не кажется ли Вам, что некоторая профессиональная деформация может мешать адекватным оценкам в области музыки?

2  
Мне кажется, написал понятно. Имеет содержание музыкального текста эстетическую ценность или нет - это оценка поспринимающего. У каждого слушателя, безусловно, есть факторы (понимание языка, тезаурус и пр.), влияющие на вынесение вердикта (оценки), в том числе и профессиональная деформации. Я не касался факторов, влияющих интерпретацию отдельного субьекта на восприятие музыкального текста. Из моего текста, мне кажется, все это вытекает.

3  
Отклик из С.-Петербурга, Р.Шарафутдинов (критик, коллекционер)

Рад за сибиряков, гордо "отстаивающих" преимущество российской (советской) джазовой школы, перед этими американскими» «талантами» (проходимцами), с их неприемлемой для нас музыкальной эстетикой звукоизвлечения. Также радует беспокойство за судьбу джаза как музыкального явления разрушаемого этими гастролерами. Теперь по существу. Еще раньше, беседую с питерскими музыкантами, которые исполняли джазовые композиции - подчеркиваю - исполняли, а не интерпретировали, что джазе на взгляд наиболее уважаемых музыкантов самое главное. Спрашивая о знакомстве с творчеством музыкантов, записи которых они должны знать как таблицу умножения - они отвечали, а зачем? Ответ прост - если посмотреть выступление Монка, когда гении джаза сидят и с вниманием слушают его, хотя на тот период внутренне не приемлют его музыкальное изложение. Получаешь ответ, читая книги, написанные очевидцами событий становления джаза, где описываются бесконечные джемы после основной работы совместное музицирование. У них была возможность и желание, а у наших, в основном, чины и допуск к бюджету. Просматривая новости с джазовых фестивалей, я не увидел среди музыкантов уважаемого заслуженного артиста России, руководителя биг-бэнда в составе Новосибирской государственной филармонии Владимира Толкачева, а бездарного проходимца W.P.(Уильям Паркер) желали бы видеть многие, но свои проекты (которых не мало), связанных с соединении разных музыкальных форм не только джазовых, не дают возможности ему присутствовать. По своей фигуре W.P. однозначно бесконечно энергетически собранный музыкант, знающий что он делает и зачем. Он лидер и только лидер по образу C.M.(Charlie Mingus). Система игры проста - с первых минут создавая монотонное гудение сродни тому, что делали на джемах столпы джаза. он ждет от участников должной реакции. При всем уважении к W.P. он еще и афро-американец и поэтому относится к белым не так как глубоко уважаемый E.P.(Evan Parker) и к другим, о которых Толкачев упоминает в своем опусе, творчество которых нам известно очень хорошо, но в отличие от гуру сибирского джаза мы следим за их творчеством стараясь слушать, а не рассуждать - как бы я сыграл это, что является самой главной проблемой советской школы. Cтранно также, что такой известный и творчески одаренный музыкант Владимир Толкачев не продолжил плодотворного сотрудничества с этим или другими представителями, хотя бы европейского мейнстрима. По поводу главного в этой статье термина "шум". Именно он и создает то, что мы хотим услышать в этой музыкальной форме и не только в ней. Прочтя статью гуру, вызывает некоторое недоумение его доводы и выводы (тема для диалога) - кто мешает ему поднять знамя и показать кто и что такое российский джаз. и зачем всуе упоминать свято имя D.E. (Duke Ellington), у которого в оркестре каждый музыкант соответствовал уровню, относительно которого уровень Владимира Толкачева (для него космос) не обсуждается. По вопросу эрудиции - безусловно, американцу далеко до сибиряка и, особенно, для него были вредны постоянные контакты в студенческие годы (читай биографию). Советовать и учить молодых коллег конечно надо, но примером и делами, а не словами. Конечно, обвинить Сергея Беличенко легче всего, но вопрос решился бы легче просто - ушел, откланялся, а ждать что W.P., будет исполнять, что хочет уважаемый руководитель, извините из области фантастики Он живет в своем мире по своим правилам, соответствующем его уровню. который он, безусловно, заслужил.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Разделы новостей
Статьи, интервью [44]
Ближайшие концерты [35]
Афиша джазовых концертов в Новосибирске.
МДФ Сибирские Джазовые Игрища 2008 [26]
Рецензии [45]
Обзоры джазовых CD/DVD
Книги, журналы [11]
Радио, ТВ [2]
Ссылки
Статистика
Copyright Сибирский Джазовый Курьер © 2018
Хостинг от uCoz