Главная » 2012»Июнь»10 » О положении джаза в Новосибирске - печальные итоги.
О положении джаза в Новосибирске - печальные итоги.
10:40
После достаточно насыщенных джазовых событий зимне-весеннего периода, осмысливая все произошедшее, можно подвести некоторые итоги. Новосибирск, в силу своей географической удаленности, хоть и с некоторым опозданием, все же следует общей для России тенденции спада интереса к серьезной (да и не серьезной тоже) джазовой музыке. Все усилия организаторов джазовых концертов с привлечением действительно выдающихся мастеров мирового и отечественного джаза натыкаются на отсутствие интереса как спонсоров так и слушателей и, как следствие, к финансовому провалу такого рода акций. Еще пока пользуются некоторым вниманием различные наши и забугорные "шарлатаны" от джаза, которые "имитируют" джазовую музыку, исполняя либо откровенную попсу с использованием дешевых и ярких приемов, либо копируя то, что уже было, но в гораздо худшем варианте. Все это потворствует и так не слишком развитым вкусам публики.
И так, в начале об итогах 3-х Сибирских джазовых игрищ. Специально задуманный скромный частный фестиваль, 14-16 марта, должен был в равной степени представить музыкантов традиционалистов и экспериментаторов - что, собственно, и получилось. Как и ожидалась была малая посещяемость концертов, так как музыкаты были приглашены местной публике неизвестные и в основном белые, а у нас если и любят, то цветных музыкантов, причем исполняющих достаточно популярную музыку, выдаваемую почему-то за джаз. Приехавшие музыканты, в своем большинстве были личные друзья Сергея Беличенко, который ставил целью сделать достойные по творческому качеству программы. Что и получилось, правда весьма убыточно. Фестивалю предшествовала мощная и насыщенная программа авангардного джаза, в которой участвовало десять музыкантов из Новосибирска - как молодые, так и ветераны. Все концерты были записаны для предполагаемых выпусков. Всего с 1 ноября было записано 15 выступлений, включая как местных музыкантов, так и истиного короля современного фри-джаза Уильяма Паркера, израильского пост-айлериста Ассифа Цахара, канадского лидера Глена Холла, нашего давнего друга Абду Салима, трио Игоря Дмитриева и трио камерного, изящного джаза Рембранта Фрерикса из Амстердама. Качество всех концертов было очень различное, но получилось так, что если сравнивать творческий уровень концертов, то вполне можно констатировать, что такого уровня музыку мало где играют. Даже несмотря на разнузданную базарную компанию, развязанную адептами танцевальной джазовой музыки, выяснилось, что у этой музыки есть своя аудитория - небольшая, но верная и достаточная.Устроители считают, что творческая сторона фестиваля удалась, а деньги - дело наживное и вторичное. Мы полагаем, что к концу лета вся эта музыка выйдет на лэйбле "Джазософия" и каждый интересующийся сможет её оценить - похвалить или охаять. Любопытным во всех этих концертах стало то, что на концертах в клубе "Агарта" сидело не более 30-40 человек, в малом зале Дома Учёных не более 50-60 и 200 человек посетило юбилейный концерт С.А.Беличенко в филармонии. Сейчас это норма, так как в Новосибирске любителей джаза наберёться не более 300 человек, независимо от их стилевых пристрастий. 28 апреля в той же АГАРТЕ на концерт квартета пианиста Алексея Подымкина, в котором играют сильные музыканты из Москвы и искуснейший исполнитель на губной гармошке из США пришло 28 человек. А через две недели новые хозяева заведения уволили прежний состав сотрудников кафе АГАРТА, с целью организовать там ресторан турецкой кухни. Никакой музыки там не будет. С учётом того, что в нижней части кафе много ещё места и можно сделать и турецкую баню. Резюме: закрылось лучшее за Уралом музыкальное кафе, с чудесной апппаратурой, звукорежиссёрами, акустикой, изысканной кухней и милым коллективом. Кафе, через которое прошли все подлинные звёзды джаза, посещавшие наш город, начиная с 2008 года. И мы снимаем шляпы перед Натальей Васильевной Феофановой и её коллектитвом, любезными барышнями, поварами, официантами за то, что 4 года в горорде был джаз-клуб мирового уровня. О чём и говорили практически все музыканты, всех цветов кожи, которые играли там. Помянем добрым словом этот замечательный клуб.