Меню сайта |
| |
|
|
|
Сибирский Джазовый Курьер |
|
Четверг, 19.12.2024, 14:49 Приветствую Вас guest | RSS |
|
|
|
Статья И.Борисова "Джаз: КУльтура и политика"
| |
Eugene | Дата: Вторник, 03.02.2009, 10:44 | Сообщение # 1 |
märchenhaft
Группа: Администраторы
Сообщений: 41
Статус: Offline
| Итак, все желающие могут высказаться.
|
|
| |
Eugene | Дата: Четверг, 05.02.2009, 11:24 | Сообщение # 2 |
märchenhaft
Группа: Администраторы
Сообщений: 41
Статус: Offline
| Начал внимательно читать эту безусловно интересную статью и тут же начали появляться естественные вопросы, без ответа на которые понимание содержания будет затруднено. Это связано в первую очередь с некоторыми понятиями, которые вроде бы считаются "очевидными", но как показывает практика понимание этих терминов может быть весьма различным. Написанные здесь замечания касаются первой части опубликованного текста. В самом начале статьи я обратил внимание на следующее. "Если очень коротко охарактеризовать культурно-политический итог последних двадцати лет, то можно сказать, что он сводится к возобладавшей в общественной (???) жизни оппозиции «элитарной» и «массовой» культуры." Относительно приведенной цитаты у меня возникли следующие вопросы и возражения (видимо вызванные непониманием). Я не понимаю термин "элитарный". По каким признакам можно отнести тот или иной феномен музыкальной культуры к "элитарной" или "массовой" культуре. Это необходимо для того, чтобы можно было придать смысл утверждению об "оппозиции «элитарной» и «массовой» культуры" и уж потом показать, что эта "оппозиция" возобладала в "общественной жизни". На первый взгляд в "общественной" жизни никакой такой "оппозиции" нет, так как все, что-либо культурно значимое, в широких слоях населения никакого отклика не находит. Поэтому об "общественной" оппозиция, на мой взгляд, говорить не приходится. Может быть имеется в виде оппозиция элит, для некоторых из них важны деньги (и не более), а для других как деньги, так и культура? "Исходя из этой характеристики культурно-политических условий, я хочу сделать главный вывод: джаз в этой ситуации может развиваться (а не только выживать) лишь как культурное альтернативное движение." Этот тезис я также считаю спорным. Во-первых, не понятно - что означает здесь "развитие джаза". Потом джаз как элемент поп-культуры был всегда, да и начала джаза относятся к рор-культуре. Более того на любом этапе развития джаза очень важным фактором является присутствие джаза в поп-культуре, что является фактором сдерживающим скатывание музыкальной культуры в непотребство (уголовно-кабацкая линия, к примеру). Многие великие (если не все) музыканты джаза сделали существенный вклад в развитие поп-культуры. Поэтому полагаю, что джазовая музыка быть должна не "альтернативой", а одним из локомотивов (наряду с академической, этнической музыкой) развития музыки. "Почему «альтернативную»? Потому что джаз и как эстетическое (музыкальное, в узком смысле), и как культурное явление не встраивается в указанную оппозицию «элитарного» и «массового»." В свете вышесказанного и эта цитата из статьи для меня не понятна. Кстати,весьма распространено мнение, что джаз и является "элитарным искусством". По мере прочтения этой работы, видимо, появятся новые вопросы и соображения.
|
|
| |
jazzband | Дата: Пятница, 06.02.2009, 00:05 | Сообщение # 3 |
renombrado
Группа: Banned
Сообщений: 11
Статус: Offline
| Просто замечание по тексту: как только какое-то эстетическое явление находит отклик в "широких" массах, оно становится "массовым", разве нет? Если исходить из таких соображений - то да, джаз - элитарное искусство (в настоящее время). Хотя мне разговоры об элитарности джаза не нравятся - они очень часто искусственно надуманы.
"Я слишком большой скептик, чтобы отрицать возможность чего бы то ни было." (с)
|
|
| |
titir | Дата: Четверг, 12.02.2009, 15:07 | Сообщение # 4 |
obscure
Группа: Участники
Сообщений: 1
Статус: Offline
| Ответ Eugene от автора: Согласен с вопросами Eugene'а, они совершенно законны и я только сожалею, что неясность в тексте статьи относительно оппозиции «массового» и «элитарного» с самого начала стопорит дальнейшее восприятие всей статьи. Совершенно не предвидел такого эффекта, больше думая о тех своих «рацпредложениях», которые далее озвучены в статье. Согласен со словами Eugene': “…полагаю, что джазовая музыка быть должна (мой курсив) не "альтернативой", а одним из локомотивов (наряду с академической, этнической музыкой) развития музыки.» Но согласен лишь при допущении, что имеется более-менее нормальный культурный процесс, когда «что-либо культурно значимое» в широких слоях населения таки находит отклик. А последнее предполагает в первую очередь наличие работающей системы просвещения (издания, тиражирования, непродажной критики и т.п.), которая связывает какие-то достижения с потребностями широкой публики и оказывает воспитывающее воздействие на нее. Эта система еще недавно – и у нас, и на Западе – играла большую роль. Сегодня она просто «зачищена» ( в отличие от системы образования, которая еще держится). И я не буду аргументировать этот тезис. Во-вторых, эта долженствующая «локомотивная» роль джаза как настоящей музыки нуждается не только в просвещении, но и в культурной самостоятельности, хотя бы относительной, широких масс. Я имею в виду, что массовые слушатели и потребители музыки должны иметь возможность «обратной связи», хотя бы и через коммерческие каналы, выражать свои вкусовые и эстетические предпочтения. (Давид Тухманов, как-то не без юмора заметил, что его диск «По волне моей памяти» имел при советской власти подлинный рыночный успех. Поскольку продажи зависели не от рекламы и «продвижения», а от того, что он кому-то нравился, те покупали, говорили другим и т.д.) Сегодня широкая публика поставлена в такие условия, что вынуждена вести себя конформистски. Получается – применительно к творцам музыки работает пушкинский принцип наоборот: невозможно продать «рукопись», если предварительно не продано вдохновение. (Что означает творческую деградацию.) Применительно же к широким массам работает принцип: только то «культурно значимо», что продается. Что касается «элитарного», то последнее представляет собой «приватизацию» культурно значимого, превращение его в эксклюзив, в предмет престижного потребления. (Академические и около-академические «звезды» Нетребко, Спиваков, недавний концерт Андреа Бачелли на Рублевке – из этой области.) Наподобие того, как хозяева элитного жилья на Крестовском острове в Ленинграде отчуждают от горожан и гостей города красоту Островов, при этом уродуя и уничтожая саму эту красоту. Иначе говоря, я вообще не веду речь про «элитарную музыку», или про «массовую музыку». В этом плане отсылка к поп-музыке, академической или этнической музыке, к авангарду – из другой оперы. Все это, и даже коммерческая музыка, может включаться в действительный культурный процесс, иметь свои достоинства и ограничения. Но в рамках нынешней культурно-политической практики – безъязыкая, конформистская масса внизу; эксклюзивное «элитарное» потребление наверху – все упомянутые музыкальные области или деградируют (и тогда коммерческая и поп-музыка превращается в «попсу»), или не находят, как джаз, себе места. Поэтому же, когда я говорю про альтернативность джаза, я говорю про него не как про «элитарную музыку» (как это понял Eugene), а как про музыку, нуждающуюся в альтернативной культурной политике. Альтернативной по отношению к господствующей сегодня практике. Замечу, что «массовая музыка» вообще трудно-употребимый термин. Обычно говорят, и не случайно, про «массовую культуру», даже если имеют в виду конкретные музыкальные явления и имена. «Элитарная музыка» - термин действительно использующийся. Но это скорее чисто оценочный термин, указывающий на то, что нечто понятно только «избранным». Правда, эти «избранные» имеют слабое отношение к тем, кого действительно можно отнести к «элитам», то есть, к влиятельной верхушке общества. Поэтому за этим термином нет культурно-политического содержания.
vast similitude spans them all
|
|
| |
|
|