Музыкальный критик "Литературной газеты" в последнем номере (N 18 (6170) от 30 апреля - 6 мая) на странице 9: ВЕСЬ ЭТОТ ДЖАЗ (рецензия на монографию Сергей БЕЛИЧЕНКО "Институциональные особенности отечественной джазовой культуры (1922 - 2006 гг.) - Екатеринбург, Изд-во Уральского университета 2007. - 412 с). Билли Чен Коу. Так подписывал Сергей Андреевич свои статьи в издаваемом им в 80-е годы джазовом журнале "Квадрат". Книжки были машинописными, изготовлялись в Новосибирске. Интеллектуальный уровень "Квадрата" был чрезвычайно высок даже для того времени, про нынешнее я умолчу вовсе. С Беличенко я знаком по джазовым посиделкам, популярным в "академических" кафе эпохи "протоперестройки". Тогда не существовало границ между музыкантами и нами, потребителями их творчества. Сидели за одними столиками. Пластинки с советских фестивалей обсуждались наряду с работами зарубежных грандов. Грапелли сравнивали с Голощёкиным и Ливенштейном, делились впечатлениями от бесконечно посещаемых концертов "Каданса", "Аллегро", квартетов Чекасина или Вишняускаса. За пределами синкоп музыки для нас было мало. Беличенко осмеливался заговаривать о провинциальности и вторичности отечественного джаза. Выглядело экзотично. Сейчас у меня в руках учебник, где автор подробно разбирает всё то, о чём говорил всегда, и развивает свои мысли, иллюстрируя их как личным опытом барабанщика, так и ссылками на авторитетные источники. Труд по хорошему потрясает. Книга удалась Билли Чен Коу! Он то опирается на Коллиера, говоря об изначальной чёрно-белой природе джаза, то полемизирует с Югом Панасье, считавшим джаз творчеством пьяных негров, то обращается к афро-американским исследователям, утверждающим, что африканской народной музыке менее всего присуща импровизационность. Где и когда стал джаз искусством импровизации? Ищите сами. В книге Беличенко ответов вы найдёте больше, чем сможете задать вопросов. Труд Сергея Андреевича нелёгок для восприятия. Он предельно серьёзен и рассматривает предмет не со стороны "выпили-поболтали", а из глубин Культуры. С дотошностью врача автор препарирует и вновь сшивает ткань истории синкопированного музицирования. Не зря в Сибири говорят, что Беличенко - лучший барабанщик из гинекологов (а Сергей работал акушером) и лучший гинеколог из барабанщиков. Книга имеет лишт один недостаток: для учебника в ней недопустимо мало корректорской работы. ЕВГЕНИЙ МАЛИКОВ (Отдел "Искусство")
|