Меню сайта
Форма входа
Календарь новостей
«  Август 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Поиск
Сибирский Джазовый Курьер Суббота, 16.11.2024, 18:50
Приветствую Вас guest | RSS
 
 
Главная » 2009 » Август » 28 » Голос Джазовой Пустоши. Сергей Беличенко для Твой Городок
Голос Джазовой Пустоши. Сергей Беличенко для Твой Городок
15:25
«Джаз сделан теми и для тех, кто решил быть счастливым, несмотря ни на что» (Джонни Гриффин, музыкант, саксофонист).

За Новосибирском давно и прочно закрепилось звание Джазовой столицы Сибири. Закрепилось ещё в середине 60-х, и именно благодаря Академгородку, точнее благодаря тем фестивалям и концертам, которые отличались завидной регулярностью. Сегодня от былой джазовой насыщенности осталось лишь название, и для многих Джазовый Новосибирск – это воспоминание. Эта музыка «вытекает» из нашего города, как вода из дырявого ведра. Где находится «культурная брешь» и вернётся ли Джаз, расскажет Сергей Андреевич Беличенко – один из основателей джазового движения в Сибири, музыкант и организатор фестивалей.

Осенью прошлого года Вы, будучи арт-директором, провели в нашем городе «Сибирские джазовые игрища». Возможно, тем, кто непосредственно познакомился с джазом именно на этом фестивале, будет интересно узнать – какова история проведения подобных мероприятий в Новосибирске и, непосредственно, в Академгородке. Расскажите, пожалуйста, с чего начиналась Ваша деятельность в роли организатора джазовых фестивалей?

     – Первый фестиваль прошёл в 1965 году, именно в Академгородке, хотя этому предшествовали какие-то районные отборочные конкурсы. Действительно, я был одним, кто эту машину заводил. И потом в Городке это стало традицией, вплоть до 1980 г.
Хотя постоянно мы сталкивались с противодействиями партийных идеологов, но – так как АГ был автономный район и подчинялся Москве, да и большевики здесь тоже были не из твердолобых – всё удалось. Всего же с того времени прошло 26 фестивалей и здесь, и в городе, из которых 16 были с международным участием.

Какие трудности, связанные с властными структурами, препятствовали организации фестивалей? Что ещё препятствовало более интенсивному проведению фестивалей, встреч, симпозиумов лет 25 назад, например?

         – Исключительно линяя КПСС, которая, естественно, охватывала и всю культуру, вплоть до театров кукол.

Насколько джазовые фестивали, концерты востребованы в России? Как часто их можно проводить, чтобы они были востребованы публикой, музыкантами? Один фестиваль в год - это много, мало или в самый раз?

         – Возможно в Москве и СПб это реально – один-два-три фестиваля. Их посещают только приезжие и туристы. Осколки местных джазовых сообществ уже давно не ходят, особенно на своих, российских музыкантов.

Как на Ваш взгляд изменилась способность публики слушать, слышать, воспринимать джаз? Ведь сегодня, казалось бы, гораздо больше возможностей для приобретения слушательского опыта, так называемой «наслушанности», чем пару десятков лет назад.

       – Ещё как изменилась, в отрицательную сторону. Ведь где молодое племя этот джаз может услышать? В океане околомузыкального, криминально генетического помёта, захлестнувшего Россию, джаз вы не услышите. Ни в СМИ, ни на ТВ, ни на радио; очень редко – на концертах в крупных городах. Замечу, что джаз очень изменился, усложнился, вплотную подошёл к своим композиторским формам, и потомки любителей советской попсы: от "Мурки" до деревенского рэпа – эту музыку, впрочем, как и академическую, уже воспринимать, а тем более наслаждаться ей, не могут. Всё просто уничтожено! И если страна что-то и сможет исправить, введя, скажем, нравственную, этическую цензуру или поголовное обучение основам музыки с напором на НОРМАЛЬНУЮ КЛАССИЧЕСКУЮ МУЗЫКУ, то, чтобы восстановить статус-кво, понадобиться время жизни не менее трёх поколений.

После посещения одного из концертов "Сибирских джазовых игрищ" мне показалось, что среди публики немало тех, кто пришел не слушать музыку, а побыть среди неё. Как Вы думаете, мешает ли джазу то, что многие люди приписывают этой музыке некую элитарность, вообще говоря, не связанную с высоким музыкальным стандартом, а связанную, скорее, с желанием приобрести некое положение, статус в обществе?

    – Я против того, чтобы джаз называли музыкой элитарной. Сейчас она в обществе носит некий андеграундный творческий характер. Небольшие «секты» любителей джаза в городах составляют не более десятков или сотен зрителей. А что просто ходят, так это и в Оперный ходят: людей посмотреть, себя показать, попить пивка в буфете, а потом в бане сказать своим «браткам»: «Во, в натуре, а я вчера Баха слушал, живьём!"

Актуально ли на сегодняшний день устраивать в Новосибирске фестивали более фри-джазовой направленности? Есть ли в нашем городе интересующаяся публика и музыканты, способные играть такой джаз?

     – Совершенно неактуально, как и проводить любые джазовые фестивали, хотя музыкантов у нас ещё, слава Богу, хватает, и хороших. И фри-джаз играют два-три ненормальных человека, вроде меня. Старая джазовая публика покоится на кладбищах, или давно осела за границей. Деньги на джаз никто не даёт – не тот формат, поясняют мне бизнесмены. Работы нет, аудитории нет, музыкальная молодёжь вся ориентирована срочно отсюда свалить.

На чем основывается выбор приглашаемых на фестивали музыкантов? В большей степени на Ваших личных предпочтениях или на вкусах публики, т.е. имеет ли значение известность музыканта в широких кругах или важнее, на Ваш взгляд, преподнести слушателю что-то новое и, так сказать, непопулярное?

   – Отталкиваюсь только от своих знаний и предпочтений. От продюсеров зависит всё – они формируют вкус публики. К сожалению, в РФ сейчас этим занимаются откровенные прохиндеи, которые возят двухсотдолларовых негров из предместья Гарлема, и выдают их за «звёзд» мирового джаза. Публика наша добрая, сердобольная, малограмотная, и охотно принимает всех этих маргинальных шоуменов, свято веря, что это и есть джаз.

И заключительный вопрос. Большинству джазовых концертов сопутствует присутствие на сцене такого человека, как конферансье. Кто эти люди, сопровождающие музыку? Какова их роль на сцене?

   – Таких людей в стране осталось не более пяти человек. Обычно же концерт может вести любой из подворотни, как и вещать с экрана или на радиостанциях. Понятие профессионализма на российских просторах растворилось. Главное – бабки, любыми средствами, без экивоков на мораль и совесть. В такой атмосфере серьёзному искусству места нет. Имеем, что любим. По Сеньке и шапка!
___________________________
беседу вела Елена Голощапова

Категория: Статьи, интервью | Просмотров: 970 | Добавил: otouto
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Разделы новостей
Статьи, интервью [44]
Ближайшие концерты [35]
Афиша джазовых концертов в Новосибирске.
МДФ Сибирские Джазовые Игрища 2008 [26]
Рецензии [45]
Обзоры джазовых CD/DVD
Книги, журналы [11]
Радио, ТВ [2]
Ссылки
Статистика
Copyright Сибирский Джазовый Курьер © 2024
Хостинг от uCoz