Главная » 2010»Декабрь»18 » Четырёхтомник "Джаз для любознательных" (Популярная история серьёзного искусства)
Четырёхтомник "Джаз для любознательных" (Популярная история серьёзного искусства)
10:28
В начале декабря сего года в Московском международном издательстве (курируемом Советом Федерации РФ) "Этносоциум" вышел первый том долгожданного (прежде всего автором) труда Сергея БЕЛИЧЕНКО. Удивительно,что скромно изданная монография (350 страниц) почти мгновенно разошлась по каким-то каналам в столице. Сейчас речь идёт о дополнительном тираже, а остатки книги на той неделе появятся в Новосибирске. Книгу можно приобрести, обратившись в Сибирский институт джаза или у самого автора.
АННОТАЦИЯ
Четырёхтомник "Джаз для любознательных" (Популярная история серьёзного искусства) дополняет десятилетиями существующую в отечественном музыкознании нишу книгоиздания по истории и теории джаза. За все годы существования этого вида музыкального искусства в СССР, не было создано и издано ни одного грамотного пособия, а тем более популярного изложения исторического пути джаза. Более того, поразительно, что даже на родине джаза в США не было до сих пор попыток собрать вместе весь период становления этого феномена, с момента ассимиляции и синтеза музыкальных культур Западной Европы и Западной Африки на американском континенте. Существуют несколько вариантов изложения истории джаза, но это ограничивается или 60-ми годами ХХ столетия или носит характер фрагментальных исследований по различным мастерам, стилям и периодам. В книге собраны воедино исторические пути возникновения афро-американских музыкальных традиций, начиная со времён рабовладения и дальнейшая их трансформация в пред-джазовую музыку, а потом, начиная с ХХ века непосредственно в само джазовое искусство. Первый том посвящён именно этим хронологическим отрезкам, со времени насильственного вывоза африканских племён на американский континент и охватывает период т. н. ПРЕДДЖАЗА или архаичного джаза и большой исторический путь ПЕРИОДА КЛАССИЧЕСКОГО ДЖАЗА (с 1910 по 1945 годы), включая "Золотую эру джаза" (1918 - 1930) и "Эпоху свинга (больших оркестров) (1930-1945 гг.). Второй том полностью посвящен СОВРЕМЕННОМУ (или МОДЕРН) ДЖАЗУ с послевоенных времён до начала 1975 года и в нем анализируются все метаморфозные этапы, включая общепринятые стилевые девиации, как сам боп, кул, ист- и коаст джаз, прогрессив, третье течение, хард-боп, модальный и ладовый джаз, фанки, зачатки фри (или авангарда), джаз-рок так и параллельные, с остальной популярной и академической музыкой, современные стилевые особенности. При этом, в книге чётко отслеживается как исторический вектор изложения, так и социальные и культурологические ракурсы мировой джазовой культуры. Разумеется, что основная часть текста посвящена джазу американскому, но при этом автор всегда заостряет внимание на проникновение этого искусства в Старый свет. В монографии советскому и российскому джазу уделено также немало строк и отдельная большая глава. Третий том - МЕТАДЖАЗ: 1975 - 2005 описывает события начиная с всплеска национального движения негров в США и появления первых авангардистов. Он описывает современные большие оркестры, появление стилей фьюжен, европейский джазовый авангард и пост-модернизм в джазе, а также предпосылки дальнейшего распространения джаза в мире и появления пограничных явлений: уорлд-джаз, эйсид-джаз, кроссвер и дальнейшее слияние культур и их обособленность. Рассмотрен триумф НЕОБОПА ХХI века, при явной стагнация джаза и, связанные с этим, проблемы, а также предложен прогноз дальнейшего развития. Четвёртый, самый увесистый том, посвящен МУЗЫКЕ НОВОГО ДЖАЗА, на сегодняшний день полностью выделевшегося в отдельное явления джазового искусства. Все тома книги написана живым и доступным языком и автор старался избегать специфических музыкальных терминов или аналитического аппарата, принятого в академическом музыкознании. Основой этой монографии послужил материал, который автор собирал в течении 40 лет, но само историческое изложение, разумеется, не является tabula rasa и автор приводит самую полную джазовую библиографию на русском и иностранных языках. Книга, мы уверены, найдёт широкий спрос у специалистов в этой области, самих музыкантов, музыковедов, аналитиков, культурологов, гуманитариев и широкой публики, собственно к которой она в основной своей цели и обращена.