Меню сайта
Форма входа
Календарь новостей
«  Ноябрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Поиск
Сибирский Джазовый Курьер Суббота, 16.11.2024, 16:05
Приветствую Вас guest | RSS
 
 
Главная » 2010 » Ноябрь » 16 » Девять вопросов Оливеру Лейку
Девять вопросов Оливеру Лейку
13:10
На прошедшем в конце октября джазовом фестивале SibJazzFest 2010 музыканты и любители джаза смогли познакомиться с творчеством выдающегося саксофониста, композитора джаза Оливера Лейка, который любезно согласился ответить администрации сайта "Сибирский джазовый курьер" на девять вопросов. Это небольшое интервью мы публикуем на нашем сайте.
Администрация.

____________

Siberian Jazz Courier: Для большинства джазменов именно улицы родного города, становятся первой музыкальной школой, приносят первые музыкальные впечатления и опыт. Расскажите, какая музыкальная атмосфера была в Сент-Луисе Вашего детства.

Oliver Lake: Сент-Луис очень сильно повлиял на мой выбор музыки в качестве основного занятия в жизни. Я играл в парадном оркестре (drum and bugle corp), когда мне было 14 и там было несколько ребят познакомивших меня с джазом. Также моя семья владела рестораном, где я и услышал много музыки из музыкального автомата.

SJC: Для тех, кто хорошо знаком с Вашей музыкой, Ваше стихотворение Separation, может звучать, как самая суть Вашего отношения к музыке - нет жанрам, нет условностям, есть лишь свобода. Многие Ваши коллеги и современники со временем все больше сосредотачивались на определенных областях музыки, а Вы никогда не замыкались на чем-то одном и постоянно играете очень разную музыку. Когда и как Вы пришли к этому, кто вдохновлял Вас идти по этому пути? Как повлияли на Ваш выбор музыкального пути годы в мультикультурном сообществе Black Artist Group (BAG)?

OL: Тот опыт, что я получил в BAG повлиял на мой выбор пути в музыке. Я всегда ощущал, что BAG стал своего рода школой для меня, где я, так сказать, учился своему ремеслу. Пока я был в BAG, для меня не было чем-то необычным аккомпанировать поэту или писать и играть музыку сопровождающую танцевальную труппу. Там я играл в больших ансамблях и у меня были сольные концерты. Это разнообразие и помогло сформировать мою музыкальную карьеру. Как я и сказал выше, BAG было моей школой.

SJC: Выдающееся явление в мире музыки - AACM, сообщество созданные музыкантами, для музыкантов, из которого вышло множество признанных джазменов. Как Вам кажется, какие музыкальные идеи, какие основополагающие ценности объединили его основателей и сделали возможным этот феномен?

OL: Мы были на Среднем Западе Соединенных Штатов - Чикаго и Сент-Луис и я думаю, что каждое географическое место само по себе формирует определенные варианты музыкального действия и созидания. BAG в Сент-Луисе и ААСМ в Чикаго, мы черпали вдохновение из общего источника. Мне кажется, что мы были продолжением друг друга в наших творческих предприятиях. В той же мере, как у Восточного Побережья было свое звучание, так же как у Западного Побережья свое и у Среднего Запада свой звук. Я думаю, что BAG и ААСМ были идеологами звучания Среднего Запада.

SJC: Расскажите пожалуйста о своих первых встречах с музыкантами AACM и о своем участии в проекте Human Arts Ensemble Джеймса Маршалла (James Marshall), объединившем некоторых музыкантов BAG и AACM?

OL: Лестер Боуи (Lester Bowie) переехал в Чикаго из Сент-Луиса и стал одним из основателей Art Ensemble of Chicago. Лестер Боуи и я были друзьями со времен старшей школы и когда я поехал в Чикаго проведать его, тогда я впервые и познакомился с большинством музыкантов ААСМ и мне сразу же захотелось присоединиться к ним. Я предложил создать отделение ААСМ в Сент-Луисе, штат Миссури. Когда я вернулся в Сент-Луис я поговорил с музыкантами, с которыми обычно играл в то время - Джулиус Хэмпфил (Julius Hemphill), Флойд ЛаФлор (Floyd LaFlore), Байкида Кэрол (Baikida Carol), Чарльз "Бобо" Шоу (Charles "Bobo" Shaw) - насчет образования филиала ААСМ. И тогда Хэмфилл сказал - "давайте организуем свою собственную группу, у нас есть связи с актерами, музыкантами и танцорами. В ААСМ же только музыканты, потому наша группа будет совсем другой". Это стало началом Black Artist Group, известной как BAG.
Джеймс Маршалл был хорошим другом и нашим коллегой уже тогда, когда мы организовали BAG. Он был очень деятельным и полным идей, и основал свой рекорд лейбл. Тогда он и попросил нескольких из нас записаться вместе с ним. Так появился этот проект. Он очень много сделал для музыки и музыкантов из BAG. Мы записали несколько дисков на его лейбле.

SJC: У Вас достаточно много разных долговременных проектов, в которых Вы и Ваши музыканты хорошо знаете друг друга и с которыми у вас выработан общий язык. В то же время, как и всякий гастролирующий музыкант-импровизатор, Вы часто играете с кем-то впервые. Чем ценен для Вас каждый из подходов?

OL: Меня в равной степени интересуют оба подхода. Я дева по зодиаку и очень люблю делать что-то новое впервые, и поэтому играть с новыми музыкантами в новом месте это всегда очень интересно. Мне также нравится то взаимопонимание и те отношения, которые я построил с Эндрю Сириллом (Andrew Cyrille) и Регги Уоркманом (Reggie Workman) в Trio 3, так же как и 35-летний опыт работы в World Saxophone Quartet.

SJC: Есть ли для Вас различия в работе с американскими музыкантами и европейскими импровизаторами?

OL: Да.

SJC: Расскажите, пожалуйста, о Вашем проекте World Saxophone Quartet, как был придуман этот проект, по какому принципу Вы приглашали в него музыкантов и какие Ваши ближайшие планы в связи с этим ансамблем?

OL: Эд Джордан (Ed "Kidd" Jordan) перебрался в Нью Йорк в 1976-м, и пришел послушать меня, Хэмита Блуетта (Hamiet Bluiett), Дэвида Мюррея (David Murray) и Джулиуса Хэмфилла (Julius Hemphill). Он хотел пригласить нас всех с нашими группами в Новый Орлеан. Но у него не было денег для такого проекта, и потому он попросил нас четверых поиграть с местной ритм-секцией. Концерт имел такой успех, что мы решили продолжить играть вчетвером. 
Когда мы вернулись в Нью Йорк у нас была первая репетиция и мы попытались решить - кто должен играть на рояле, кто на басу и барабанах. Мы не могли придти к решению и Джулиус Хэмфилл сказал - "а давайте играть вчетвером". Так появился World Saxophone Quartet. Позже мы приглашали музыкантов, чью музыку мы любили и кто, как мы думали, впишется в группу - Джон Стаблфилд (John Stubblefield), Сэм Риверс (Sam Rivers), Джон Пёрселл (John Purcell), и конечно же Джеймс Картер(James Carter).
В настоящий момент у нас совместный проект с перкуссионным ансамблем M'Boom, основанным Максом Роучем (Max Roach), а сейчас там лидер Уоррен Смит (Warren Smith). В этом году у нас было несколько совместных концертов с этим перкуссионным секстетом и в следующем году планируем еще несколько.

SJC: На сегодняшний день Вы заслуженный педагог, композитор, теоретик и активно работающий музыкант. Вы впервые в Сибири. Как Вы оцениваете уровень сибирских музыкантов с которыми Вы играли? Как Вам наш слушатель? Совпало ли это с Вашими ожиданиями?

OL: Мне было очень интересно поиграть с сибирскими музыкантами. Было интересно поработать в двух разных составах в мой первый визит. Импровизационный первый концерт и второй, где мы играли музыку Эрика Долфи. Каждая из групп была очень хороша для своего направления концерта. Я был приятно удивлен уровнем и компетентностью сибирских музыкантов. Я отлично провел время. Мне очень понравилась публика. У меня не было ожиданий, я хотел быть максимально открытым новому опыту, никаких разочарований, все было здорово.

SJC: И, наконец, что бы Вы пожелали сибирским импровизаторам и их слушателям?

OL: "Music power"

_________________

При публикации интервью этого интервью другими изданиями ссылка на "Сибирский джазовый курьер" обязательна.

Категория: Статьи, интервью | Просмотров: 844 | Добавил: Eugene
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Разделы новостей
Статьи, интервью [44]
Ближайшие концерты [35]
Афиша джазовых концертов в Новосибирске.
МДФ Сибирские Джазовые Игрища 2008 [26]
Рецензии [45]
Обзоры джазовых CD/DVD
Книги, журналы [11]
Радио, ТВ [2]
Ссылки
Статистика
Copyright Сибирский Джазовый Курьер © 2024
Хостинг от uCoz