Прошло две недели после окончания 3-го
Международного джазового фестиваля «SibJazzFest 2011 (почему-то невольно
приходит на ум «Сиблитмаш» или «Сибсельмаш»), уже вытерты столы заключительного
банкета, где устроители сытно отметили его окончание, а мысли и впечатления
утряслись и упорядочились, и есть возможность ими поделиться.
Как ни странно, СМИ города весьма
скромно и уныло отреагировали на это мощное по размерам, по нереализованному
творческому потенциалу и по убыткам культурное событие. Дело в том, что сейчас
как таковая джазовая критика в пространстве РФ почти не существует. Джазовых
критиков, да и то преклонного возраста, наберётся с дюжину, но они нигде не печатаются
и не глагольствуют. Конечно, о джазе может говорить любой, кто хочет, кто может
рассказать – как он эту музыку понимает, оценивает, сравнивает и как он ее анализирует.
Солидных джазовых журналов нет, как и впрочем, также невероятно скудна периодика
классической музыки (3 журнала и 1 газета - по сравнению с 15 изданиями о
кошках и собаках), Содержание ограничивается только фактологией: кто, где и
когда взял в руки какой-то инструмент и что он на нём сыграл из великого человеческого
музыкального архива. То есть академическая критика тоже вымерла, несмотря на
то, что каждый год 15 консерваторий страны выпускают юных музыковедов, которые
сразу же начинают искать работу в областях доходных и коммерческих – без всякой
там музыки. И остаётся только шлейф молвы, пересудов, анекдотов в среде самих
музыкантов, любителей джаза и случайной публики.
Нельзя
же считать серьёзной, к примеру, ту жаркую перепалку трёх жителей Академгородка
на джазовом форуме местного сайта academ.org, относительно того, как
правильно говорить термины и имена в джазе по-английски.
Итак. ДЕНЬ ПЕРВЫЙ, о котором можно вообще
не упоминать. Первое трио, напомнившее мне басню Ивана Андреевича об известном
квартете. Удивил Эрнст Райзегер, очень известный и хороший музыкант
авангардного европейского джаза, который, увы(!) выполнял роль музыкального эксцентрика, на фоне
африканского камлания и слабых аккордов голландского пианиста, по сравнению с
которым местные студенты джазового отделения выглядят, ну просто, как виртуозы.
Второе, невероятно нудное, минималистское
трио из Германии заставило меня предположить, что ребят просто не покормили
перед выходом на сцену.
И, наконец, известный в мире Dutch Swing
College Band (Нидерланды), в своей
третей генерации играл на удивление очень слабо. Фактически, я лишний раз
убедился, что все белые европейские и русские диксиленды, это всё же
профессиональная самодеятельность, самопальность и голый энтузиазм. Кто-нибудь
и когда-нибудь привезёт истинный чёрный бэнд из Америки?
ДЕНЬ ВТОРОЙ. Диксиленд нашего города.
Играли хорошо, как всегда. Гость из Финляндии, тоже большой мастер, исполнял
свои соло уверен, сладко и красиво (может быть импровизации и были
заготовлены), и для любителей этого стиля это был подарок.
Квинтет BARANA (кто баран, я не понял).
Музыка этого квинтета является примером того, что американцы называют world
music. Применительно к джазу - это когда европейские музыканты включают в свой
состав индуса, араба, китайца, австралопитека, играющего на любом этническом
инструменте, или, ещё лучше, поющем родную музыку и на этом фоне играют уже
американские джазовые импровизации. Направление невероятно популярное, любимое
всеми народами и аудиториями, не требующее мозгов и вызывающее аромат
кафе-шантана. Что мы и видели - хороших музыкантов из Нидерландов и
ресторанного бедолагу из Турции, каковых на территории самой Турции десять
человек на один кв. метр. Хотелось выпить и потанцевать. Из голландцев я бы
особо отметил высоко техничного, профессионального и вкусного саксофониста,
которому место в солидном современном джазовом мире обеспечено, но который был
охаян неким пернатым существом на джазовом форуме сайте academ.org.
Последний коллектив и САМАЯ ЛУЧШАЯ (по всем
объективным признакам и опросам уже профессиональных деятелей джаза) ДЖАЗОВАЯ
ВОКАЛИСТКА ПЛАНЕТЫ Ди Ди Бриджуотер (Dee Dee Bridgewater) - это и было то, ради чего
стоило купить все билеты на этот концерт всему Новосибирску. Сложные партитуры,
исправленные Владимиром Толкачёвым, в соответствии с требованиями музыкальной
грамоты, сам саунд оркестра, его солисты, милое кокетство и шарм звезды, сам
репертуар оставляют место только для самых высших реверансов в адрес всей
компании. Это был уже высший мировой уровень. Кстати, я не помню, не видел, и
не слышал, чтобы Ди Ди за последние десять лет исполняла что-либо подобное с
большим джазовым оркестром. Прописать бы её тут!
ДЕНЬ ТРЕТИЙ. Первый сет - WORLD SAXOPHONE
QUARTET взял те же высоты высокой джазовой музыкальной эстетики, что и Ди Ди. Кстати, это не единственное саксофоновое содружество в
мире джаза. Наиболее известные из них: «Мафия
саксофонов города Кёльна», «Саксофоновый Квартет 29-й улицы» (основан в
1982 году нашим старым знакомым Бобби (Робертом Майклом) Уотсоном и, наиболее
близкий по стилю и идеологии, The New Orleans Saxophone Ensemble, в который вошли: Тони
Дагради (тенор), Эрл Тарбинтон (сопрано,
альт), Фрэд Кэмп (тенор), Роджэр Льюис (баритон) и отец-руководитель Эдвард
Кидд Джордан (сопрано, альт), и который, похоже, появится в нашем городе, в
марте 2012 года. С ними же играли: Кент Джордан – флейта, пикколо, Клайд Керр
младший – труба, Дэррил Левине – рояль, Элтон Херон – контрабас, Алвин Филдэр
–барабаны (легендарный барабанщик из первого состава ААСМ, тоже приедет с
Джорданом) и Джонатан Блум – перкуссия.
Удивительно, что полный зал, в котором
любителей джазового авангарда было человек двадцать, бурно реагировал на
мастерство ветеранов great
black music.
Квартет является эталоном нового джаза - с выверенными партитурами, тщательно
отрепетированными композициями и прекрасными импровизациями каждого, за
которыми стояли мастерство, огромный опыт и трудолюбие как самого Оливера Лэйка
(идеолог квартета), так и Дэвида Мюррея,
Хамиэта Блуита и молодого нового солиста на альт саксофоне Тони Кофи, который,
по сути, стал открытием фестиваля. Через
три дня после того, как занавес упал, Оливер написал мне: «Привет, Сергей! Рад
тебя слышать, я надеялся тебя увидеть! Рад, что ты был там! Мы классно отыграли
этот концерт! И надеюсь, что записи, которые мы сделали будут изданы». Это
выступление тоже бы могло сделать честь любому американскому фестивалю от
НьюПорта до Монтерея.
А вот следующая группа, музицирующих на
сцене, стала антиподом первому выступлению. По программе фестиваля должен был
играть биг-бэнд из Краснодара (кстати, не Гараняна, а имени Георгия Гараняна,
да и то неизвестно, носит ли он такое название?), но его перехватил Анатолий
Кролл для своего проекта в Москве. Нужно было спасать положение, Стив Турре
прибыл в Новосибирск со всеми своими тромбонами и ракушками, но вместо
выступления с биг-бэндом из Краснодара был слеплен на скорую руку стандартный
квинтет. И если сам маэстро был, как всегда, вне любой критики, то игра
остальных музыкантов вызывала недоумение и зевоту. Ансамбля – не было, и,
несмотря, на изощерённые рулады Евгения Серебренникова, квинтет выглядел таким,
каковым он и должен был быть - неким
клубным вариантом, где джаз идёт на равных к закускам и к пиву. Расстроил
Николай Панченко, который играл слабо, потеряв свой былой блеск, технику и
мастерство. Сказалось, отсутствие в городе постоянных мест, где музыканты джаза
могли бы два-три раза в неделю плодотворно и до изнеможения играть джаз, а так
же, и скорее всего, лень самих наших музыкантов, которых, как бы мы их не
превозносили, остаются героями провинциального сообщества…
И, наконец, невероятно распиаренный Эл
Фостер. Поскольку организацией джазовых концертов, гастролей и откровенных
халтур в РФ занимаются случайные люди, зачастую в ход идёт заведомо ложная
информация, с пониманием того, что российский потребитель её заглотит живьём. В
ход идёт откровенное враньё, что все приглашенные являются номинантами «Грэмми»
и других наград, хотя часто это оставалось только номинацией без положительного
результата, или участием музыканта в ансамбле натурального обладателя «Грэмми»,
в качестве четвёртого исполнителя на маракасах. Наша добрая и доверчивая публика, в силу исторически
сложившегося менталитета любит всех иностранцев, а ежели он ещё и другого
цвета, то честь ему и хвала. Хотя в 80% случаев эти псевдозвёзды американского
джаза – третий, или в лучшем случае, второй эшелон американской джазовой сцены,
готовый за 200 долларов отыграть в загадочной, дикой, экзотической Сибири, выпив
на халяву водки, закусив легендарными блинами или пельменями. Эта ситуация как и
все случаи концертной деятельности в нашей стране моментально становятся
достоянием всей мировой джазовой мафии (в хорошем понимании этого термина) и поэтому
сейчас Россия стала лакомой кормушкой для прохиндеев любого цвета кожи,
национальности, вероисповедания и аппетитов. Как это делается? Некто от некого получает
приглашение. Моментально обзваниваются знакомые музыканты. Поскольку у
приличных музыкантов джазовый график расписан на годы, то в ход идёт всё, что остается
за бортом мирового потока. Приходят к согласию на предмет раздела предстоящего
куша, в Шереметьево встречаются, вместе садятся в самолёт, где обговаривается
что играть, в какой тональности и в каком ритме. Результат мы видим и слышим на
сцене. Поэтому уже давно известным остаётся положение, когда на фестивалях ВСЕХ
УРОВНЕЙ ЗВУЧИТ НЕ САМАЯ ХОРОШАЯ ДЖАЗОВАЯ МУЗЫКА! Эл Фостер никогда 13 лет подряд с
Майлсом Дэвисом не играл (загляните в дискографию и программы самых известных
фестивалей), он засветился с ним в паре его джаз-роковых двойников и в
нескольких концертах, как дублирующий барабанщик. Но главное, что он был рядом
с титаном. Обидно, что все музыканты квартета были очень хороши, особенно
пианист Адам Бёрнбаум и Маркус Стриклэнд (один из самых творческих
тенор-саксофонистов современной джазовой сцены Нью-Йорка). Но ансамбля тоже не
было, композиции видать давно вместе не игрались, а сам маэстро вяло, но
радостно, водил по барабанам руками, щётками, палочками, не шибко потея, отлично
понимая что приличное по американским меркам бабло обеспечено. Не лучший финал
фестиваля. Самым радостным и самым лучшим
впечатлением с фестиваля, который я первый раз прослушал полностью, как
зритель для меня стала НАША АУДИТОРИЯ. Отзывчивая, благосклонная, умная,
весёлая, как и весь фестиваль в целом. Поскольку организован он был, несмотря
на ожидаемое финансовое фиаско, на деньги рабочих и крестьян. Слава Богу!, Пусть
это будет часто на фоне совершенных сумерек музыкальной культуры современной
России.
Старый злопыхатель
С.А.Беличенко.
|