НЕГРСКАЯ СИРОТСКАЯ
Рецензия на монографию С. А. БЕЛИЧЕНКО
«Джаз для любознательных» / Популярная история серьёзного искусства. Том 1.
1845 – 1900 – 1945. Новосибирск: Издательство «ЗАО РИЦ «Прайс-Курьер». 2011 –
292 стр. – 500 экз.
Автор «Джаза для любознательных»
утверждает, что потребителей пропагандируемого им искусства в мире гораздо
больше, чем, например, любителей оперы. С этим трудно согласиться. А ещё
труднее проверить, поскольку представители публики указанных категорий
музицирования почти не пересекаются. И если из почитателей вокала кто-то
вспомнит Луи Армстронга и Дюка Эллингтона, то лишь потому, что в мире джаза эти
имена по популярности равнозначны именам Моцарта и Верди в опере. Которые,
безусловно, известны даже не всем джазофанам, но просто всем, так или иначе
включённым в европейскую культуру. Напротив, имена Джэка Тигардена или Бикса
Байдербека, никак не отзовутся в сердцах оперманов. Во-первых, упомянутые
тромбонист и трубач никогда не играли с
Великим Сэчмо, во-вторых, вообще белые. Тогда как в джаз в понимании
большинства - чёрный.
Но ведь и оперные слушатели не лыком
шиты: у них есть то, что джазистам неведомо. Пример: упомянутые Беличенко Пол
Хиндемит и Дариус Милхауд будут
уверено опознаны ими как Пауль Хиндемит и Дариус Мийо. Будем считать, что это –
единственное замечание кандидату искусствоведения Сергею Беличенко, джазмену,
джазоману, исследователю, обратившемуся для своего труда к иностранным
источникам. Данная книга не нуждается в рецензии –
ей нужна рекомендация. Каковая и выдаётся по причине существующего
недопонимания между зрителями разных категорий. И мостиком между «нами» и
«ними» может быть труд Сергея Беличенко. Закономерен вопрос: «А зачем вообще
преодолевать указанную культурную пропасть?». Ответ косвенным образом
содержится в рекомендуемой книге.
Автор, обращаясь к истокам джазового
музицирования, рисует перед нами картину культурного взаимодействия трёх миров:
африканского, англосаксонского и романского. Указывая на «преджазовые» годы»,
Беличенко невольно касается тех проблем, которые более свойственны расовым
исследованиям, нежели искусствоведению. Описывая конгломерат разноплемённых
негров, музыковед даёт понять, что первый сплав культур происходит уже здесь.
Не уклоняется он и от ответа, почему. Ответ этот не прямой, но достаточно
ясный: негры, по мнению англосаксов (и британских расологов), способны к
самоорганизации в коллективы. Поэтому британские колонисты-плантаторы давали им
относительную свободу под чёрными же начальниками. Одним из побочных продуктов
стал джаз.
Однако реакция самоорганизации не может
проходить в отсутствие аттрактора, о чём скажет любой специалист по теории
бифуркаций. Таким аттрактором выступала европейская музыка от итальянской оперы
до немецкого марша.
Другой центр притяжения негров –
креольская культура. Которая есть смешанная по природе. Дело в том, что испанцы
и французы к межрасовым бракам относились спокойнее, чем англичане. Поэтому
там, где
британцы были господами, французы часто оказывались родственниками. Метисы были
связаны с ними общей европейской культурой, но оказались записанными в конце
концов всё же в негры правительством САСШ (Северо-американские соединенные штаты). Что послужило дальнейшему развитию и
усложнению джазового организма.
Не обходит стороной автор и белых
джазистов, придавших стилю академизм в той мере, в которой это нужно было
самому стилю .
Даже вопрос о том, почему индейцы не дали ничего джазу, ставится. Ответ
Беличенко не даёт, но он прост: англосаксы не рассматривали индейцев даже в
качестве материала, пригодного для эксплуатации, поэтому оставили им резервации
и забыли о них.
Тогда как осиротевшие негры забыты не
были. Часть из них на плантациях создавали госпел, спричуэлс и блюз, часть
попала в «дурную компанию» бутлегеров, сутенёров, гангстеров. И именно отсюда,
обогащённый «блюзовой» памятью, вышел тот подлинный джаз «городского дна», о
котором нам повествует первый том в высшей степени познавательного
исследования.
Евгений Маликов, (отдел
искусств)
Литературная газета, 15-21 июня
2011, № 24 (6326)
Напротив, играли и ещё
как. Очевидно рецензент не внимательно читал текст. Тигарден вообще участвовал
в составе Армстронга ALL STARS в течении ПЯТИ лет, а Бикс часто выступал с
Армстронгом на сэйшенах.
|