Главная » 2010»Сентябрь»27 » Скромно, но с достоинством (итоги 2-х Сибирских джазовых игрищ)
Скромно, но с достоинством (итоги 2-х Сибирских джазовых игрищ)
17:18
Закончился второй джазовый фестиваль "Сибирские джазовые игрища". Со своими впечатлениями о прошедшем празднике джаза с нами делятся Сергей Андреевич Беличенко (как организатор) и две компетентные слушальницы - Елена Глущенко и Евгения Типиева. Администрация
Ни в какое сравнение с предыдущими "Джазовыми Игрищами" этот локальный (а точнее городской) фестиваль джаза, который прошёл с 22 по 25 сентября, не идет. В течение четырёх дней в музыкальных клубах "Агарта" и "НИИКуДа" (Академгородок) играло 12 коллективов (45 музыкантов) и его посетило около 400 человек. При полностью проваленной PR-компании фестиваля организаторами Интерры, бюджет фестиваля составлял 20-ю часть от бюджета фестиваля 2008 года. Здесь не было гостей из-за рубежа и, фактически, любителям и случайным посетителям был представлен срез джазовой действительности города. Каков он сегодня? Что произошло с небольшим "Орденом рыцарей свинга"? Но вначале краткий обзор прозвучавшей музыки.
Квинтет тромбониста Андрея Салтанова (ансамбль, состоящий из солистов оркестра Владимира Толкачёва), фактически это его дебют - стал приятным сюрпризом, а репертуар этого ансамбля состоял из традиционных, но не тривиальных, а редко исполняемых у нас стандартов. Особо отметим мастерство контрабасиста Владислава Третьякова и обоих исполнителей на духовых: Константина Молодцова и самого лидера. Мнение оппонента. Квинтет Андрея Салтанова (Салтанов - Молодцов - Шилин - Третьяков - Беляев). Репертуар - мягкий популярный джаз (но не эвергрины, как это бывает чаще всего). Духовики традиционно молодцы, контрабас звучал очень мягко и с хорошей "оттяжкой", Беляев как всегда получал от своей игры видимое удовольствие. Фортепиано было неважно подзвучено и, во-первых, чувствовалось, что пианист с этим составом играет нечасто (если вообще не впервые) и, во-вторых - просто во-вторых.
Выпускницы джазового отделения новосибирского музыкального колледжа (НМК) мило пилили джазовые наигрыши, а педагоги были в полной форме. Мне понравился Серебренников и ещё очень - Олег Петриков, так редко касающийся контрабасовых струн. Мнение оппонента. Вообще-то, "Alma Mater" это состав из выпускников и педагогов НМК (Хрипунова - Амельченко - Серебренников - Петриков - Кирпичев). Играли хард-боп. По-моему, больше всего "в стиле" были Кирпичев и Хрипунова. Евгений Ильич играл как-то очень нервно, показалось, что это абсолютно не его музыка. Саксофон звучал очень резко, то ли инструмент такой, то ли еще что, уж не знаю, но звук был местами просто дребезжащий. В общем, молодежи есть куда еще расти. Зато Кирпичев играл шикарно, с очень интересным развитием фраз в соло. Катя Хрипунова играла уверенно и без так называемой "заболтанности", которая нередко встречается у боперов (и не только у них, справедливости ради надо отметить).
Ресторанный ансамбль "Гольфстрим" каким был, таким и остался. Мнение оппонента. Гольфстрим (Чековая - Голованов - Сиднева - Третьяков - Беляев). Это популярный джаз в лучшем смысле этого слова в оригинальной интерпретации Виктории Чековой, с отличным с мелодической и с содержательной точки зрения соло Евгения Голованова. О барабанщике и басисте писалось ранее. В общем, первый вечер не оказался первым блином. Были разнообразные по уровню и стилю игры составы, что в принципе и хорошо для местного фестиваля, можно и себя показать и на других посмотреть. Впереди еще два дня в Агарте, еще много интересного. И про НИИКУДА забывать не надо.
Мнение Евгении Вадимовны Типиевой, профессиональной певицы, выпускницы НГГ, артистки Барнаульского театра музкомедии:"Абсолютно согласна, что рекламы не было никакой. И за это стыдно как одному из участников группы организаторов Интерры. Тщательного анализа по участвующим музыкантам произвести не могу. Видела всего один день, да и не такой я спец в джазе. Могу только выразить своё мнение профана (или профанки). Если честно, мне понравилась первая группа (Салтанова). На меня наверно сильно влияет подача артистов. Так вот, как я уже вам говорила, в третьем ансамбле "Гольфстрим" чувствовалось высокомерие. Во втором - было видно кто учитель, а кто ученик (хотя девчонки очень старались). А вот в первом чувствовалась команда, которая хотела просто порадовать зрителей. Но это моё субъективное мнение. Жаль, что мне не удалось побывать в остальные дни на концертах".
Второй день в "Агарте" был наиболее творчески интересным. Дуэт того же приснопамятного Серебренникова и Дмитрия Аверченкова - это уже почти наш сибирский эталон. Наибольший эффект произвёл ансамбль отца и сыновей Панфиловых именованный как "Пан Фил Квартет". Редко наш слушатель мог слышать такую полноценную и импровизационно занятную музыку самого Владимира Анатольевича на тенор-саксофоне и на позабытой всеми нами флейте. Дети и пианист удачно дополняли лидера. Конечно, были огрехи, вызванные исключительно минимальным количеством репетиций. Музыка сложная, с преобладанием джаз-рока, с вкусными аранжировками. Выступления этих двух коллективов навело на мысль, что им, да и вообще всем коллективам участвующим в фестивале, при соответствующей подготовке и расширению программ до двух сетов, вполне допустимы отдельные концерты на большей сцене.
Третий ансамбль, "WEEK &", к сожалению, крайне редко выступающий в городских клубах играл честно и слаженно. Объединённые усилия музыкантов и вокалистки Ольги Николаевой навевали образы бытия в природе дружного роя пчёл. Кстати, сам лидер, в свободное от занятий музыкой время, активно увлекается бортничеством.
Последний день представил немногочисленной публике в кафе "Агарта" квартет убеждённых отщепенцев, представителей так называемого фри-джаза - XYZ Quartet. Тем не менее, чувствовалось, что ансамбль играет подготовленную, а не интуитивную музыку, которая была задекларирована, как цикл "Песни Сары Абрамовны" и включала, как принято в сим течении, пьесы с эпатажными названиями: "Инаугурация" (приуроченной к назначению нового губернатора?), "Элегия для Петра Ильича", "Пляски опьянённых в Зимбабве" и "Антипаркериана". Это небольшое выступление (35 минут) стало дебютом, совершенно доселе неизвестного тамошнему народу 20-летнего альт-саксофониста Владимира Лучанского, выступающего с традиционным фри, находящегося под явным американским влиянием а ля Зорн, Айлера, Хэмфилла, Брэкстона и Ко. Даже матёрые музыканты, в том числе и саксофонисты, которым этот джаз не совсем нравится, а вернее, не нравится совсем, одобрили молодое дарование, успешно попавшего в лапы Сергея Андреевича. В этом году - это второй молодой человек, совращённый неугомонным адептом авангардизма. Музыка была вполне удобоваримой, интересной, выдержанной по форме, на которую совершенно случайные слушатели реагировали бойко и весело.
В ставшем уже почти легендарном квартете "Jazz Friends", выступающем раз в два года, партию Николая Панченко безукоризненно отыграл саксофонист Евгений Голованов. Выделялся же лидер - контрабасист Дмитрий Анатольевич. Репертуар состава - исключительно классика послевоенного джаза, хард-бопа и его дериватов. Попытка следующего за ними на сцене квинтета Романа Сурняева обозначиться, в пику предыдущему квартету "Джаз Фрэндс", как "Олега Фрэндс" (намёк на Олега Петрикова) была строго пресечена ведущим. Музыканты играли свободно, раскованно, доступно, вызывая милые улыбки дам и недовольные гримасы кавалеров за столиками.
Еще одно мнение Елены Глущенко: "Чудом удалось попасть на третий день фестиваля. Не потому, что не было мест, а потому, что было много работы. Но речь не об этом... Состав XYZ Quartet интересовал более всего из-за молодого саксофониста Владимира Лучанского. Музыка, исполняемая составом, декларировалась как фри-джаз, при внимательном прослушивании стало ясно, что это не спонтанная импровизация, а музыка заранее продуманная и, скорее всего, отрепетированная. Очень явно слышалось влияние на саксофониста Джона Зорна, позднего Колтрейна, да и многих других адептов фри-джаза. Честно говоря, больше порадовала ритм-секция Беличенко - Третьяков - Драница, чья игра была очень интересной, содержательной и выразительной. Но и появление молодого саксофониста, начинающего с фри-джаза, тоже интересно (а также интересно, сможет ли он сыграть свинговые стандарты?). При всем том на эту музыку публика реагировала с большими проблемами. Стало совершенно ясно, что кроме музыкантов, находящихся в тот момент на сцене, "в теме" были от силы человек 5-10 из зала, а в зале было человек 30. Состав Jazz Friends безусловно порадовал разнообразной игрой Евгения Голованова. Но вот Владислав Шилин, пытающийся исполнять музыку Монка, навел на всякие размышления... Будем считать, что это было свободное авторское изложение... В квинтете Романа Сурняева кроме собственно лидера сильно порадовал барабанщик Евгений Суворов".
В принципе по итогам этих трех дней можно поставить окончательный диагноз нашему провинциальному джазу. Это простой, коммерческий, популярный джаз. С творчеством покончено. Этим в городе ещё балуются шестеро парней разного возраста. Как например, отсутствувавший Роман Соломонович Столяр, который используя элементы джаза, является убеждённым сторонником экспериментов. Большинство остальных музыкантов играют музыку, которую ещё по каплям продолжает впитывать местная публика. И она, эта публика, - главный показатель популярности джаза в Новосибирске. К примеру, в первый день было продано 22 билета (!!!), на 6600 рублей, а выручка самого кафе составила 7.500 целковых. Финансовый прогноз фестиваля - убыток в 1.000 евро стал реальностью, что лишний раз доказывает упорно распространяемый Беличенко тезис, о том, что "Джаз был создан, и продолжает создаваться бедными, и слушают его тоже бедные люди!" Не исключено, что этот фестиваль станет последними в истории НСКа, если кто-то не даст целевые и реальные деньги. Такого сорта попечители, похоже, остались в прошлом, или в памяти блаженных. Но, совершенно очевидно, что творческий потенциал новосибирских музыкантов остаётся высоким, их много и они продолжают играть, независимо от того, хочет их кто-то слушать или нет. Таким образом, новосибирский джаз являет собой этакий территориальный анклав, который, похоже, просто станет неким художественным андеграундом.
Упомянутый Роман Соломонович во время проведения Игрищ был в Штирии на фестивале Chilli Jazz, а затем выступал в Вене на юбилее сообщества Ney York / Vienna Institute of Improvisation, возглавляемого фри-джазовым саксофонистом Марко Энеиди. Кается за отсутствием и обещает, что в следующий раз не будет.
Рад за Володю Лучанского - безумно любопытно, что у них там с XYZ получилось. Было ли записано это выступление?
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]