Меню сайта
Форма входа
Календарь новостей
«  Июль 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Поиск
Сибирский Джазовый Курьер Понедельник, 02.12.2024, 21:05
Приветствую Вас guest | RSS
 
 
Главная » 2010 » Июль » 31 » Столяр Р. С. Современная импровизация
Столяр Р. С. Современная импровизация
11:50
В книге освещаются следующие разделы: элементы музыкального языка современной свободной импровизации, тональная и атональная импровизация, использование специфических ресурсов фортепиано в импровизации, построение формы в свободной импровизации. Отдельный раздел посвящен специфическим ресурсам фортепиано. Дается краткий экскурс в историю импровизационной музыки. Материал книги выстроен по принципу «от простого к сложному»: от отдельных звуков к кластерам, от ладов к полиладам, от тональности к атональности и их совмещению.

Презентация книги в Новосибирске состоится в нашем музыкальном колледже в середине сентября, там её также можно будет приобрести. О дате презентации будет сообщено позднее.

Предисловие из книги:

"Один из самых пластичных импровизаторов-полистилистов, сегодня Роман Столяр — перспективный и вместе с тем довольно непредсказуемый представитель российского нового джаза. Наряду с импровизацией, не меньшее место в его музыке занимает композиция — недаром в свое время он окончил композиторский факультет Новосибирской консерватории. Теперь же сам преподает в Новосибирском музыкальном колледже авторский курс «Теоретические основы джазовой импровизации», а также проводит мастер-классы по импровизации и композиции на обширной территории бывшего СССР — от Томска до Кишинева. Кроме того, весной 2007 года он вел семинар по коллективной импровизации в Калифорнийском институте искусств.

И вот весь свой педагогический опыт Роман Столяр аккумулирует в настоящем издании. Его практический курс для фортепиано «Современная импровизация» выделяется на фоне других выходивших в России пособий по импровизации своей стилевой всеядностью. За свою относительно недолгую карьеру Роман Столяр успел поиграть со многими музыкантами альтернативного толка — среди них Владимир Чекасин, Анатолий Вапиров, Сьюзен Аллен, Винни Голиа. Его эстетика тяготеет к постмодернистской эклектике — не в негативном смысле, а в смысле художественной системы, и, возможно, поэтому он считает своим долгом познакомить учащихся со всеми основными системами организации звука, в том числе, казалось бы, давно сброшенной с парохода современности классико-романтической тональностью. Как справедливо замечает сам автор, это целый спектр возможностей, которые в атональном окружении звучат неожиданно свежо. Среди других систем и типов мышления — расширенная тональность, пуантилизм, сонористика, алеаторика, минимализм, даже додекафония и сериализм, симметричные лады, музыка барокко, индийская классическая музыка, мугам и, конечно, джаз. Автор настоящего пособия считает, что чем большим количеством стилистических элементов владеет современный импровизатор, тем богаче его палитра и, соответственно, конечный результат. Творческое кредо Романа Столяра звучит так: «Необходимо не просто изучать историю музыки ХХ века,но быть в курсе последних музыкальных событий и новаций, регулярно прослушивая аудиозаписи и посещая концерты, — поскольку все, что учащийся (и вообще любой из нас) слышит вокруг, может быть с успехом использовано в импровизации». Большое внимание уделяется проблемам формообразования в импровизации — от построения простой трехчастной формы до сонатной; в этом процессе построения задействуется, можно сказать, легендарная асафьевская триада i–m–t (импульс–движение–завершение). Кроме того, предлагается импровизировать по графическим и текстовым партитурам, что, возможно, сдвинет с мертвой точки нынешнюю ситуацию в современном исполнительском искусстве, когда академические музыканты порой просто отказываются играть недетерминированные фрагменты партитуры.

Книга Романа Столяра ценна прежде всего своей практической частью: ее автор — не теоретик, а прежде всего практик. Некоторые его методики заслуживают отдельного упоминания. Например, принцип ограничения средств начинающего импровизатора: сначала это лишь один звук, затем с привлечением соседних тонов и т. д. Или же ограничение касается диапазона, или количества пальцев, которыми позволяется играть; определенная заданность может быть и в структуре лада. Думается, подобный подход продуктивен: ограничения всегда стимулировали творчество. В целом же материал книги выстроен по принципу «от простого к сложному»: от отдельных звуков к кластерам, от ладов к полиладам, от тональности к атональности и их совмещению. Все это вполне согласуется с дидактическими задачами издания. Отдельный раздел посвящен специфическим ресурсам фортепиано — Роман Столяр как пианист знает об этом практически все. Он использует понятие расширенного фортепиано, где приветствуются неординарные техники игры, задействующие «внутренности» инструмента (струны, колки, раму), или дополнительные звуковые объекты, которые так или иначе меняют его звучание (кейджевское препарированное фортепиано; использование смычка, барабанных палочек, бумаги, картона и т. д.). Еще одну возможность расширения звукового поля рояля Роман Столяр связывает с голосом пианиста:декламация каких-либо текстов, пение, шепот, шипение, свист — все это входит в арсенал современного импровизатора.

Ирина Северина"

Категория: Книги, журналы | Просмотров: 2327 | Добавил: otouto
Всего комментариев: 2
1 rstolyar  
0
Рецензия на книгу израильского педагога Нахума Переферковича - тут:

http://jazzru.wordpress.com/2010/07/31/contemporary-improvisation-book/


2 rstolyar  
0
Презентация книги "Современная импровизация: практический курс для фортепиано" состоится 10 сентября в 14.30 в малом зале Новосибирского музыкального колледжа (ул. Ядринцевская, 46).

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Разделы новостей
Статьи, интервью [44]
Ближайшие концерты [35]
Афиша джазовых концертов в Новосибирске.
МДФ Сибирские Джазовые Игрища 2008 [26]
Рецензии [45]
Обзоры джазовых CD/DVD
Книги, журналы [11]
Радио, ТВ [2]
Ссылки
Статистика
Copyright Сибирский Джазовый Курьер © 2024
Хостинг от uCoz