Меню сайта
Форма входа
Календарь новостей
«  Февраль 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
2526272829
Поиск
Сибирский Джазовый Курьер Воскресенье, 20.09.2020, 03:22
Приветствую Вас guest | RSS
 
 
Главная » 2008 » Февраль » 13 » Сергей Пронь. Джазовые трубачи современной России (вступительная статья)
Сергей Пронь. Джазовые трубачи современной России (вступительная статья)
21:58
Наш большой друг и коллега из Екатеринбурга прислал любопытную статью, которая отражает яркую страницу современного Отечественного джаза.

Джазовые трубачи современной России (вступительная статья)

Как известно – трубачи это особая музыкальная “порода”, в которой существуют и уживаются стихии лидерства и энергии, грациозности и изящества, разумного авантюризма и горячего темперамента. Конечно, можно и продолжать описание этих свойств, но сами трубачи об этом прекрасно знают. Они крепко дружат, ещё крепче ругаются, бурно обсуждают друг друга, при этом великолепно чувствуя себя в совместном музицировании. Почти каждый из них является прилежным хранителем собственной уникальности, исключительности и одарённости. Чувство ансамбля, в широком понимании, выражается в сплочённости на любой случай жизни, причем все эти качества носят международный характер. И как логическое завершение вышеперечисленного коллективизма – возникновение Гильдии, ассоциаций, центров и объединений. Как Вы заметили, речь пока не идёт о стилистической принадлежности (академической, джазовой и т.д.) – просто такая вот “порода”.

    В “джазовом гареме” труба изначально заняла позицию верховной жены, которая действует на нервы остальным, заставляя поддаваться её настроению, а оно бывает непредсказуемым и навязчивым, кротким и ласковым, настойчивым и нежным. Этим настроением проникается весь гарем, что бы угодить своему господину по имени ДЖАЗ. Возможно, это похоже на примерную модель джазового ансамбля.

    Конечно, джаз, это, прежде всего его мама – Америка и к концу XX века это уже не мальчик, после знакомства с Европой, а скорее дедушка, у которого многочисленные внуки в местах с разными географическими названиями. Я ни в коем случае не имею в виду, что джаз быстро состарился, а наоборот – рано повзрослев,  приобрёл мудрость. Россия, безусловно, относится к числу  таких  его внуков (как водится, внуки любят поучить своих дедушек).

    Если говорить серьёзно, то в России, полной противоречий и неожиданностей, должны быть джазовые трубачи, и они есть. В целом их характеризует, прежде всего, креативная природа музыкального мышления, самобытность и автономность от американских правил. Безусловно, на поле этнических корней и урбанистической действительности музыкальной России прорастают неожиданные всходы, которые проявляют себя и выражаются в нестандартном подходе к джазовому мышлению. Это уже не американский, а скорее европейский подход, в котором заключён обобщённый исторический  музыкальный опыт, с многонациональными  особенностями Российского музыкального пространства. Процесс созидания музыки у русских джазовых трубачей связывается с действительностью, которая и является исходным материалом для выражения своей реакции на неё. В этой вступительной статье я в обобщённом виде затрагиваю некоторые черты и свойства российских джазовых трубачей и коснусь лишь нескольких имён, которые наиболее настойчиво и целенаправленно движутся по своим собственным джазовым орбитам, выходя из рамок простых исполнителей в разряд созидателей. Что же объединяет Российских трубачей джазменов?  Прежде всего, наличие индивидуального стиля. Являясь авторами своих сочинений, трубачи находят и создают свой оригинальный интонационный, метро – ритмический, образный ландшафт, обоснованный музыкально – эстетическими взглядами своих авторов и который может быть ограничен лишь их собственной фантазией. Академическое образование, которое позволяет легко ориентироваться в широком понимании музыки  и владеть навыками композиции.  Исполнительские возможности, в которых найдены и органично применяются различные инструментальные приёмы касаемые звукоизвлечения, артикуляции, звуковедения, динамики и т.д. Часто молодые трубачи бездумно копируют и эксплуатируют чужие находки. В процессе такой эксплуатации трубы, нередко, поражение терпит сам эксплуататор. Речь идёт о вопросе обоснованности приёмов в  связи с эстетической необходимостью, а не о панацее на все случаи жизни. У трубача, который занимается постоянным поиском выразительных средств, исполнительский приём может сам “напрашиваться”, как логический вывод, или естественный порыв.  И этот же самый приём может быть категорически неуместен в другой ситуации. Поэтому простая эксплуатация может сильно вредить. Если приём неожиданно и естественно вытекает из хода музыкального развития, то возникает ощущение импровизационности и непосредственности. Именно импровизационность материала оплодотворяла и ранние классические стили и, разумеется, джаз. А джаз – возвращает миру искусство импровизации.   Ещё одно качество – СВОЙ ГОЛОС. Звук, как категория, выражающая всю сущность исполнителя и являясь проводником ИСТИНЫ, представляет важнейшую составляющую музыканта, который может быть и пианистом и трубачом, и академистом, и джазменом. Он отличается от десятков тысяч этим свойством в первую очередь. Тем более у джазовых трубачей, с их специфичной манерой звукоизвлечения и тембральными характеристиками, способными воспроизводить тончайшие эмоциональные переживания в ходе движения музыкальной мысли – связано именно со звуком, его выразительностью, глубиной, искренностью и проникновенностью.   ИДЕЯ, её наличие в своих намерениях и её содержание. Российское содержание такой идеи свободно прочитывается в творчестве Вячеслава Гайворонского (Петербург), Юрия Парфёнова (Москва), Германа Лукьянова (Москва), Сергея Проня (Екатеринбург). И хотя все они несколько полярны друг другу в своих джазово – эстетических плоскостях,  манере музыкального высказывания и воплощении своих джазовых идиом, всё же наличие идеи их в этом смысле и сближает. Вспомним ранние альбомы Германа Лукьянова с “русской интонацией”, этно – аутентичный тематизм в “Русских песнях” у Вячеслава Гайворонского, тонкая восточная и ассиметрично – витиеватая стихия Юрия Парфёнова,  сложная взаимосвязь современной камерной музыки,  джаза, на основе этно – фольклорного содержания у Сергея Проня. Все они являются, прежде всего, музыкантами и во вторую очередь джазовыми, или другими. Двигаясь по кулуарам и джунглям современной музыки и находя ответы на свои собственные вопросы.  Это не рельсы, по которым не заблудишься, а скорее путешествие в никуда, которое потом критики как – нибудь охарактеризуют. Эти обстоятельства, возможно, дают повод судить о развитии жанра. А в Америке джаз стал залимитированным, стандартным, потеряв и без того немногочисленную аудиторию. Если джазмен не укладывается в рамки стандарта, он безработный, или не востребован. Это не означает, что это очень плохо, а только то, что в Америке назрела некоторая пробуксовка джазовых идей ещё в конце XX века. Америка, есть Америка. А вот европейцы могут себя не сковывать барской повинностью отработки американских шаблонов, а наоборот позволить себе в музыке поэзию, романтизм, фантазию и ещё неизвестно чего.   Конечно, называя себя джазменом, ты должен соответствовать стилю и быть в нём узнаваем. Например, нелепо же играть музыку Гайдна с удмуртским выражением (да простят меня удмурты), или “Во поле берёза стояла” с китайским акцентом. Но всё же джаз двигали люди вопреки здравому смыслу и он должен продолжать это движение. А здесь уже речь не о традиционном джазе или мейнстриме, а  современном импровизационном мышлении, которому слишком мало места в свинге или бопе, куле и т.д. Тем более радует то, что в современной России есть  музыканты, которые идут по пути осознанного самовыражения, на основе специфики этно – географических особенностей и всего накопленного багажа  Мировой музыкальной мысли. 

Более подробное знакомство с творчеством современных российских джазовых трубачей требует специальных статей, и надеюсь, будет продолжено на страницах этого важного и всем нужного издания. Хочется представить каждого из них в полном творческом формате и своём собственном амплуа. А пока, всё, что я написал  на этих страницах, всего лишь мой собственный взгляд, однако построенный на конкретных наблюдениях за творчеством моих коллег и совместном музицировании с ними.

Хочется пожелать этому замечательному изданию удачи, процветания и равновесия.

C уважением Сергей Пронь.
(Заведующий кафедрой духовых инструментов Уральского музыкального Колледжа имени П. И. Чайковского, Лауреат джазовых фестивалей, Член Всемирной лиги трубачей, заслуженный артист  России).

Для желающих и, особенно, студентов изучающих и играющих джаз, обращаем Вас к другому джазовому сайту www.megansk.ru/sibjazz, где Сергей Валерьевич в подсайте «Методология джаза» делится секретами своего мастерства.

Категория: Статьи, интервью | Просмотров: 2809 | Добавил: otouto
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Разделы новостей
Статьи, интервью [44]
Ближайшие концерты [35]
Афиша джазовых концертов в Новосибирске.
МДФ Сибирские Джазовые Игрища 2008 [26]
Рецензии [45]
Обзоры джазовых CD/DVD
Книги, журналы [11]
Радио, ТВ [2]
Ссылки
Статистика
Copyright Сибирский Джазовый Курьер © 2020
Хостинг от uCoz