James Carter Jr. Quartet in Stuttgart 1994 James Carter – сопрано, альт, тенор саксофоны Craig Taborn -рояль Jariba Shahid - контрабас Tani Tabbal – барабаны Вот он, наконец-то, нашему вниманию предстал первый квартет Картера, с которым он начал записываться на фирме «Atlantic». Когда я впервые слушал те альбомы, смотрел на фотографии, мне почему-то пришла в голову ассоциация с историческим квартетом Колтрейна. Все они очень колоритны, все они, безусловно, деятели Great Black Music, хотя об этом могут и не знать, да и сейчас это расовое деление не актуально. А музыка квартета говорит сама за себя. По-моему это определённый прорыв в не такой уж стагнирующей американской джазовой сцене, о которой плачут во всём мире, кроме самих американцев. Хороши все, и пианист, которого я потом встречал в других комбинациях и соло, и какой-то магический ритм, ну и, разумеется, сам лидер. Одетый в костюм нубийца или эфиопа, он демонстрирует не просто виртуозно пассажную технику, но и саму виртуозную музыку. В принципе – это модально-ладовая школа, и дай им Бог также продолжать, хотя потом дар Джеймса растёкся в составах фри-джаза, джаза-рока . Это квартет, мне кажется, самый удачный, из всех его последующих составов. И так должно быть: анализируя множество малых групп современного джаза, я уловил одну закономерность: самые лучшие альбомы – всегда первые! У меня есть пять концертных видеозаписи с различных фестивалей в Европе, и все его диски, но когда я узрел этот, я сделал копии и подарил всем своим тенор-саксофонистам, с просьбой внимательно послушать и попытаться что-то урвать полезное для себя. Джеймс Картер – музыкант высочайшего класса, не клоун, не иллюзионист. Мощный парень с завидными фигурой и, наверное, здоровьем, он легко играет на всех разновидностях саксофонов от сопрано до баритона, знаком с современной техникой дыхания при продолжительном музицировании, и при этом классно подкован: он знает и умеет играть и классический джаз и самый навороченный модерн! автор рецензии С.А.Беличенко
|