"Джаз — это уникальный сплав принципов и элементов европейской и африканской музыки. Зеленый цвет индивидуален по своим свойствам, его нельзя считать всего лишь оттенком желтого или синего, из смешения которых он возникает; так и джаз не есть разновидность европейской или африканской музыки; он, как говорится, есть нечто “в своем роде”". D.L.Collier. The making of Jazz Рассекая волны, или Как привить джазовый росток на российской почве… Тема 1 Чем больше слушаю джаз, тем дальше ухожу от обыденной действительности, тем дальше в открытое море уносит меня волна. И я то взлетаю на гребнях волн, то проваливаюсь в бездну… я рассекаю волны и радуюсь бушующей свободе, которую дарит эта музыка, вечно юная и в то же время постоянно меняющаяся. Весь 20й век исследователи и критики пытались стандартизировать и классифицировать джаз, загнать исполнителей в отдельные загончики, откуда они почти всегда вырывались в мыле и блеске славы, подобные гордым арабским скакунам. Уходили в ночь и становились звездами, которые вечно будут дарить свой свет людям, даже когда грязные кровавые пятна на асфальте, оставшиеся от их рухнувших с высоты тел, будут погребены под толстым слоем городской пыли. Прежде чем говорить о том, как изменить жизнь к лучшему, нужно понять, а что эта самая жизнь вообще из себя представляет. В последние несколько лет судьба подарила мне возможность послушать многих джазовых исполнителей, разных национальностей, с разными пристрастиями и разным уровнем профессионализма. А также беседовать (по сети или вживую) со многими музыкантами, любителями и энтузиастами джаза о судьбах джаза в России и нужности (или не-нужности) этой вроде бы чужой для России музыки, привитой много лет назад на соцреалистический ствол советской культуры. И приобретшей много новых лиц с падением «железного занавеса» и всё набирающим обороты процессом интеграции России в общемировую культурную среду. На фоне рыночных пейзажей и политических джунглей современного общества всё увеличивается расслоение людей по экономическим, культурным и иным признакам, что не могло не отразиться на джазовом сообществе. Таким образом, джазовую музыку в современной России (вполне возможно, что так происходит и во всем остальном мире, но я не могу говорить о том, чего не видел собственными глазами) можно классифицировать по принадлежности к различным субкультурам, существующим в современном обществе (хотя нет правила без исключений, и амебоподобная структура джазового сообщества постоянно прорывает рамки этой классификации своими ложноножками… по большому счету, в своей классификации я постарался показать крайние проявления такого разностороннего явления, как джаз). Составляя эту классификацию, я имел в виду лишь особенности структуры и окружения конкретных джазовых коллективов, но никак НЕ их инструментальный состав, НЕ количество музыкантов в коллективе и НЕ степень их известности и влияния на джазовое сообщество. Она скорее социологическая и маркетологическая, так как описывает социальные слои, стоящие за тем или иным видом, и их рыночное окружение. В то же время я оставил за рамками данной классификации собственно джазовых музыкантов как людей, так как находятся НАД рыночной конъюнктурой. Данная классификация не утрачивает своей актуальности с развитием коммуникационных возможностей в цифровом обществе, хотя и немного изменяет свои очертания при переходе в цифровую реальность. 1) «Академический» джаз - музыка филармоний и больших оркестров. В нем осталась наибольшая доля «совковости», признаками которой можно считать бюрократизм, псевдорусскость и твердолобое стремление загнать в рамки всё, с чем соприкасается. Зачастую застревает в 60х гг. XX столетия. В отличии от великих американских оркестров, такие «совковые» биг-бэнды очень редко становятся школой жизни для молодых музыкантов. Хорошо зарекомендовавшие себя солисты чаще всего уходят на вольные хлеба, а оставшиеся «тянут лямку» и подпадают под влияние своего окружения. Несомненно, этот реликт постепенно трансформируется, чему способствует омоложение бэндовых составов и появление молодых талантливых бэнд-лидеров, не связанных влиянием какой-то одной подкультуры, но воспитанных на разнообразии мирового культурного наследия. Ядро аудитории формируется за счет представителей «среднего класса»: мелкого и среднего чиновничества, интеллигенции и студенчества, которая хочет быть в курсе событий культуры, несколько ограничена в средствах и не очень требовательна к содержанию. 2)«Кабацкий» джаз - музыка ресторанов, кабаков и летних кафешек. Активно пропагандируется отечественным ПиАрмэнами и поддерживается владельцами вышеуказанных развлекательных заведений, так как позволяет совместить элитарность и развлекательность, что во много раз увеличивает доход от их основной деятельности. Малоимпровизационен, стандартен, ибо программы формируются из того, что на слуху и что «пипл хавает». Несмотря на то, что составы формируются из музыкантов достаточно высокого уровня, отличается своей низкопробностью (использование фонограмм, дешевой аппаратуры, постоянная «текучка кадров»). Это связано с тем, что многие арт-директора и владельцы заведений относятся к музыке как «необходимому излишеству» и урезают до минимума бюджет, и при этом навязывают музыкантам определенный, соответствующий ИХ представлениям стиль игры. 3)«Джаз арт-кафе» – формируется в основном из привозимых сессионных музыкантов, которым заранее создается образ звезд (что чаще всего не соответствует действительности). В эту среду чрезвычайно трудно попасть местным музыкантам (ибо для этого нужно смириться с диктатом продюсера, использующего их на вторых ролях, и забыть про какие бы то ни было собственные творческие проекты). 4)Джаз как музыка профессиональных джазовых фестивалей: большие фестивали требуют огромных спонсорских вливаний, но в то же время привлекает наибольшее количество слушателей. Здесь пересекаются интересы: 1) тех, кто хочет привлечь аудиторию к своему товару (это могут быть как владельцы развлекательных заведений, принимающих у себя музыкантов, так и директора сторонних компаний, которые могут повысить интерес к своему товару как спонсоры мероприятия); 2) почитателей джаза и всех тех, кого интересует джаз; 3) музыкантов, которые хотят, чтобы их музыку услышали и их продюсеров, которые заинтересованы в успешности творческих проектов. Этот тип музыки наиболее близок к точке равновесия спроса и предложения, ибо наиболее полно удовлетворяет интересы всех сторон. 5)Джаз сейшенов - «музыка момента» и «музыка процесса», момента осознания музыкантом и его немногочисленными слушателями (тоже, впрочем, чаще всего являющимися музыкантами или ревностными поклонниками джаза) и процесса творчества, процесса создания музыки, существовавшей зачастую уже многие десятилетия и в то же время никогда не звучавшей. На мой взгляд, эта музыка является наиболее честной и настоящей (хотя это мое сугубо личное мнение), ибо предполагает профессионализм музыкантов в процессе постоянного самосовершенствования и являет собой свободу творчества. 6)«Гаражный» джаз – музыка молодых непризнанных талантов и уставших от публичной жизни стариков. Полная свобода самовыражения и творческого экстеримента, давшая миру большое количество гениальной музыки. Ценность его для общества в том, что при накоплении в ограниченном пространстве «творческого вещества» постепенно формирует критическую массу и происходит взрыв, сопровождающийся выделением огромного количества энергии. ТВОРЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ! Именно так зачастую появляются новые стили и направления…. Тема 2 Что такое джаз как социальное явление? Действительно ли он умер и все то, что мы видим и ощущаем – это его останки, которые как трупный яд отравляет нас? Или все-таки мы имеем дело с постоянно развивающейся музыкой, постоянно меняющейся и вечно юной: может ли это значить, что мы стоим на пороге новой джазовой эпохи и новые Эллы Фитцжеральд, Луисы Армстронги и Диззи Гиллеспи уже ждут своего часа, терпеливо прислушиваясь к звукам окружающего мира. Цифрового мира! А в рамках новой эпохи нужна и новая, более динамичная и более совершенная инфраструктура, способная постоянно самовоспроизводиться и увеличивать свой внутренний потенциал. Инфраструктура, впитавшая в себя самые лучшие черты старых систем и облекшаяся в новый образ. Прежде всего надо обратить пристальное внимание на подготовку молодых музыкантов. Не секрет, что в современной России больше половины студентов учатся отнюдь не ради знаний (даже самых формальных), а ради «корочки» и того мифического потенциала, который эта самая корочка якобы может дать. Не секрет, что зачастую наши деятели и чиновники от культуры напоминают ту самую секретаршу министерства культуры из известного анекдота, которая тридцать лет ждала момента сказать в ответ на голос из телефонной трубки: «это прачечная» то, что она думает о ТАКОЙ культуре, но … не сказавшей. Не потому что совесть не позволила – по разным другим причинам. Можно выделить следующие недостатки наших музыкальных образовательных учреждений (я скажу, конечно, только о тех, которые видно со стороны, с моей колокольни): 1)Матрешечность – студентов творческих специальностей учат прежде всего играть на публику, УДОВЛЕТВОРЯТЬ ее культурные потребности, причем сама сущность этой категории потребностей, которая стоит в классификации на достаточно высокой позиции, очень сильно принижается. Причем все это загоняется в рамки лубочных стереотипов (матрешки, медведи, шапки-ушанки, советский «джаз», «фольклорные» коллективы и прочая пошлятина или в лучшем самодеятельность), которые, может, и позволяют получить быстрое удовольствие потребителю этого серийного продукта, но отнюдь не будет способствовать его развитию. Это сырье для культмассового трубопровода, истинная стоимость которого близка к нулю, но рыночная стоимость задирается пиармэнами до небес. В наших колледжах и институтах культуры учится много более или менее прилежных бездарностей, все годы учебы зубрящих теорию и тихонько пилящих себе в оркестре на задних рядах, а потом, что самое страшное, становящихся преподавателями, так как в свое время лучше научились выполнять и (или) обходить инструкции, заполнять различные бумаги и лизать задницы местному начальству. А истинные таланты тихо влачат свою лямку и умирают для искусства либо стараются стать выше всей этой системы, творят скорее наперекор ей (чтобы совершенствоваться - нанимают репетиторов на стороне, чтобы творить и иметь средства к существованию – подрабатывают в кабаках и потакают требованиям спонсоров). Тогда зачем нужно ТАКОЕ образование? 2)Бюрократизация образовательного процесса – вытекает из неспособности преподавательского состава решить основные задачи своей деятельности педагогическими методами. Зачастую это происходит из-за отсутствия концертной практики у преподавателей музыкальных специальностей и (или) из-за плохой или неправильной их подготовки. Естественно, что они руководствуются спускаемыми сверху методиками и инструкциями формально, не вдумываясь и не пропуская их перед передачей через свой мыслительный аппарат. 3) Отсутствие нормальной рыночной (конкурентной!) системы поощрений молодых талантов – является зачастую последствием проявления недостатков (1) и (2), а также отсутствием продуманной политики государства в области культуры. Отсюда пропаганда насилия и преступного образа жизни, которая волной накрывает наши умы с помощью различных средств массовой информации, при снижении уровня настоящей высокой культуры. 4)Отсутствие «культуры образования» - люди перестают ценить что-либо, сделанное ими без желания и не принесшее никакого результата. Они стремятся к достижениям, к лучшей жизни, а знания, полученные для родителей, «галочки» и «корочки», складывают в темный чулан и забывают навечно. Присоединение к Болонскому процессу (с его свободой выбора для студентов и высоких стандартах качества учебного процесса) при учете некоторых положительных сторон советской образовательной системы (с ее фундаментальностью и широтой), несомненно, позволят преодолеть этот недостаток – конечно, если всё новое и прогрессивное не потонет в иле бюрократизма и не покроется пылью, завешанное всяческими высокопарными ярлыками. Тема 3 Почему в регионах люди все меньше ходят на джазовые концерты и почему эта музыка востребована в мегаполисах с большой концентрацией финансовых и культурных ресурсов? Мне кажется, что это явление является следствием сочетания целого ряда факторов: 1)Неподготовленность и относительно низкий культурный уровень аудитории – эту проблему можно решить только всем миром: чиновники должны поддерживать джазовые мероприятия и джазовых исполнителей, продюсеры должны делать больше мероприятий и поддерживать профессиональное образование, музыканты должны стремиться донести свое творчество до масс. Тогда и люди потянутся! 2)Отсутствие высокопрофессиональных продюсеров, музыкальных журналистов и менеджеров творческих коллективов, способных качественно донести мэсседж музыкантов до максимально возможной аудитории, а иногда и сосредоточение власти в руках отдельных личности, использующих свое монопольное влияние для удовлетворения своих материальных потребностей и активно выталкивающих с рынка сторонних продюсеров и музыкантов, по каким-то причинам не попавших в его сферу влияния; 3)Отсутствие локальной моды на джаз вкупе с незаинтересованности местных чиновников от культуры в расширении культурного кругозора населения – в данном случае отсутствие спроса выглядит скорее надуманным. Все дело в неспособности, профессиональной импотенции местных чиновников в деле повышения культурного потенциала населения вверенного им региона; 4)Относительно высокие цены на билеты (при гораздо меньших по сравнении с крупными городами доходами населения) – отсекают социально менее защищенную часть населения: студенчество, интеллигенцию. В завершении темы приведу статистические данные, которые были собраны украинским порталом UAJAZZ.COM среди посетителей портала, а также Вашим покорным слугой на Томском джазовом форуме в 2007 г. Критерии улучшения состояния джаза в стране давались одни и те же: - Спонсорские вложения ; - Личный вклад джазовых фанатов: создание клуба по интересам, пропаганда среди друзей, регулярное посещение концертов и т.п.; - Поддержка джазовой культуры государством; - Увеличение числа профессиональных джазовых продюсеров и концертных агентств; - Улучшение благосостояния народа. Все варианты ответов, которые были даны редакцией украинского джазового портала, их читатели считают почти равноценными по значимости. Однако относительное большинство респондентов, 23%, разделяет точку зрения редакции, отметив, что главным фактором развития джаза в стране является Личный вклад джазовых фанатов (создание клуба по интересам, пропаганда среди друзей, регулярное посещение концертов и т.п.). 22% ответивших возлагает надежды на спонсоров, и поровну голосов (по 18%) получили варианты "поддержка государством", "расширение продюсерских структур" и "общее благосостояние народа". Томские ценители джаза подошли к вопросу более творчески - к этому располагала и более свободная форма обсуждения на форуме, и более узкая и специализированная аудитория. Они выделили свои факторы, которые могут поднять уровень джазовой культуры в стране (они нисколько не отрицают те, которые были даны мной на суд аудитории, но рассматривают проблему в несколько ином ключе): 1) Воспитание на джазе молодого поколения («Как не читаю почти все музыканты, которые родились после 1930, всегда уже с детства слышали джаз, блюз, госпел, и не удивительно, что почти все они в будущем будут играть эту музыку...» - iDem; «Есть такая статистика-95% людей воспринимают музыку до 25 лет.Поэтому что в этом возврасте вложится,то и останется.А что у нас в основном слушает молодежь-ответ можно и не говорить-в основном массовые жанры.Искать что-то самому- занятие избранных. JAZZ-искусство не массовое-поэтому вкус к нему закладывается не средствами массового оболванивания,а в основном случайной средой(семья,знакомые).Насильно заставить человека слушать что-либо и получать от этого удовольствие нельзя.А в конце концов все упирается в общий уровень культуры. Ведь и в Америке-стране джазовых монстров-его(джаз)тоже не особо чтят(основной источник заработка музыкантов-небольшие залы-кафе и отчисления отнюдь не от миллионных тиражей).» - OldMeloman); 2) Создание самобытной национальной джазовой школы («Российский джаз слишком пропах нафталином, редкие музыканты-исключения, какими бы они замечательными ни были, общей погоды все-таки не делают. Это на федеральном уровне. А на региональном дела и того хуже, все вышесказанное опускается до уровня, прости господи, ТГУ-62. И пока это выглядит как замкнутый круг: чтобы молодежь пошла в какое-то музыкальное направление, в нем должна произойти революция - а революцию делать некому... Поэтому молодежь идет в рок, хип-хоп и электронику - там хоть что-то происходит», «Направление, которое не развивается, можно считать мертвым. Особенно если оно по своей природе основывается на свободном творчестве - как джаз. Простое тиражирование заученных образцов, неважно, в каком количестве - это не жизнь. Это механистичное движение трупа» - Impostor); 3) «Народ, который МОЖЕТ играть, должен видет примеры перед собой» - пример могут дать только другие музыканты, своей музыкой и жизнью», «Мне редкие примеры музыкантов, которые не уходят в коммерцию, не сейшенят у попсы (на федеральном уровне) и не лабают по кабакам (на региональном), кажутся очень вдохновляющими, поскольку это узкий путь. Сложный и неочевидный. И молодому музыканту важно видеть такие примеры перед собой, просто для того, чтобы не отчаяться и не сдаться» - Impostor; Евгений Курочкин, г.Томск, 2008
|