Давид Голощекин и "Старое джазовое трио" - Опять вместе Ермателль рекордс JCD 033 Давид Голощекин - скрипка Игорь Дмитриев - рояль Дмитрий Аверченков - контрабас Сергей Беличенко - барабаны Совместный альбом этих, пожалуй самых ярких представителей «питерской» и «новосибирской» школ джаза, можно было бы оставить и без названия. Те, кто следит за развитием джаза в России, знают, что объединённые одной страстью музыканты встречаются по мере возможности. И чем выше статус музыкантов, тем больше свидетелей притягивают эти встречи. Голощёкин всегда был самой «кассовой» российской джазовой звездой Сибири. Что в 80-х доказали фестивали, и ещё раз продемонстрировал первый, из большой последующей серии, аншлаговый концерт в Большом зале Новосибирской филармонии, состоявшийся в январе 1999 года, представленный на этом диске. Давид Семёнович как-то сказал мне, что вполне мог бы играть классику вместе с Владимиром Спиваковым – два замечательных скрипача учились вместе в десятилетке при ленинградской консерватории, - но окунулся в джаз. В специальной музыкальной школе Додик мог безнаказанно играть буги-вуги, и он устраивал ансамбли, втравливая в «буржуазное искусство» своих одноклассников – Мареса Янсена и того же Спивакова. Голощёкин уже тогда писал аранжировки, по которым импровизированная скрипичная группа исполняла псевдо-джазовые темы из кинофильма «Золотая симфония» или самый настоящий джаз из «Серенады солнечной долины». «Мы все играли на скрипках, потому что у нас не было ни труб, ни саксофонов» – вспоминает улыбаясь Голощёкин. Наказанием за такое творчество был статус хулигана и минус после обязательной пятёрки на экзаменах. Часто к этому профессора присовокупляли каверзную просьбу поимпровизировать на тему сыгранной классики. Это наказание у Голощёкина было любимым. Уже тогда, в 15-16 лет, он понял, что его увлекает именно джазовая импровизация, и учиться на композиторском отделении консерватории, как ему предрекали учителя, он не станет. Сыграло свою роль и знакомство с пианистом Юрием Вихоревым, который давал Давиду послушать диски из своей фонотеки, по тем временам одной из лучших в СССР. А узнав, что Голощёкин играет на скрипке, предложил ему похожий по строению «джазовый инструмент» - контрабас. С тех пор у Голщёкина не изменились ни убеждения, ни вкусы. Разве что прибавилось подвластных рукам и губам инструментов – духовых, щипковых, клавишных, всего их около десятка. Впрочем, с собой он возит, как правило, только скрипку и флюгельгорн. Саксофон, а тем более рояль, всегда можно одолжить на месте. Так было и на этот раз, на концерте 21 января. Конечно, Голощёкин предсказуемо больше задействовал скрипку – этот инструмент для публики остаётся самым желанным. Сам же питерский джазмен честно признаётся, что играть на нескольких инструментах в одном концерте достаточно сложно – и чисто физически, и эмоционально – трудно переключаться. А самый любимый инструмент на сегодня (разговор состоялся в 1999 году) – «ни за что не догадаешься», вибрафон, на котором музыкант играет при первой возможности (в архиве «Ермателль Рекордс» есть невыпущенные ещё, записи Голощёкина на вибрафоне, с трио Евгения Серебренникова – прим. Редакции). Конечно, если техника позволяет, музыкант вправе выбирать инструмент. Как бы доказывая это, Давид Семёнович во время концерта даже отнял рояль у Игоря Дмитриева – чтобы сыграть собственную «Меланхолию». Голощёкин относится к Дмитриеву, к этому сибирскому стилисту мэйнстрима с большим уважением. Помимо партнёрства на равных, именно Дмитриев в концерте создаёт этакую гармоническую «подушку», необходимую для лидера, играющего на одноголосном инструменте. Игорь легко следует идеям приезжей звезды (причём, любой – от Тэда Кёрсона до Бенни Голсона), поэтому звучание всегда получается слаженное, без провалов. Во времена, когда Игорь Дмитриев проживал в Новосибирске и преподавал в местном музыкальном училище на эстрадном отделении, молодым джазменам было за честь играть «как Игорь». С отъездом музыканта в Горный Алтай, сибирский эталон довоенного американского джаза теперь можно услышать только на его нечастых гастролях. Как правило, приезжая в Новосибирск, Игорь выступает в составе «Старого джазового трио» - со старым другом, барабанщиком Сергеем Беличенко и новым – мастером контрабаса Дмитрием Аверченковым. Кстати, Игорь Дмитриев и «Старое джазовое трио» всегда сопровождают Давида Голощёкина на сибирских гастролях. Несколько их совместных концертов архивариус новосибирского джаза Сергей Беличенко уже выпустил на CD фирмы «Ермателль». «Опять вместе» - последний (увы!, на сегодня – примечание редакции) из их числа. Но самое ценное и удивительное в совместных выступлениях этих музыкантов – шик отказа от экспериментов. Впрочем, мэйнстрим Голощёкина & Дмитриева и так собирает толпы народа. Скажу больше. Удивлять не в их манере, ведь музыка Джанго Рэйнхарта, Билли Стрэйхорна или Дюка Эллингтона сама по себе неизменно хороша. Голощёкин знает, что высшая задача большого музыканта – раствориться в великой музыке, дать её волю. И диск «Опять вместе» - лучшее тому доказательство. Автор рецензии Антон Веселов (главный редактор еженедельника «Конкурент»)
|