Оскар Питерсон 15.08.1925 – 22.12.2007 Перед самым Рождеством, из-за океана пришла печальная весть. 22 декабря ушёл из жизни утончённый канадский чёрный композитор и музыкант, добряк и толстяк, пианист Оскар Эммануил Питерсон. Он родился в провинции Квебек, в самом «европейском» городе страны Монреале. Отец постоянно отсутствовал, так как трудился проводником вагонов на тихоокеанской линии трансканадской системы железных дорог. В семье было пятеро детей, и все они с детства занимались музыкой. С шести лет Оскар начал сначала учиться играть на трубе, но после смерти своего старшего брата Фрэда от туберкулёза, остановился на рояле. В четырнадцать он победил на конкурсе молодых пианистов и ему предложили выступать по радио Канады. С 1944 г. Оскар играл с оркестром Джонни Холмса и записывал пластинки, когда его впервые услышал ведущий американский импресарио Норман Гранц, руководитель и организатор проекта «Джаз в филармонии». В сентябре 1949 г. Н.Гранц представил Питерсона на концерте в Карнеги-Холл в Нью-Йорке. Пианист буквально потряс местных джазменов. Традиции классического пианизма с его богатством, широтой и утонченной динамикой он соединил с приемами джаза и создал нечто целостное, оставаясь при этом именно джазовым пианистом. Он много слушал Джорджа Ширинга, Эррола Гарнера, Арта Тэйтума и других именитых пианистов, но отличался от них своим собственным стилем при великолепном чувстве гармонии и невероятной технике. С 1951 г. имя Питерсона приобрело национальное значение на американском континенте, а его стиль игры считался лучшим образцом как в свинге, так и в бопе. С 1952 года он регулярно выступал в европейских странах, гастролируя с группой Гранца, но уже в составе своего трио - с басистом и гитаристом (позднее с барабанщиком). С ними он играл свою музыку, а также аккомпанировал всем «звездам», включая Эллу Фитцджеральд и Луиса Армстронга, при этом он еще и сам пел как Нэт «Кинг» Коул. Это трио Норман Гранц привозил в СССР. Питерсон трижды выступил в Таллине, но в Москве концерты не состоялись. Оказалось, что в день приезда его не встретил никто из Госконцерта, а пришел лишь один дипломат из посольства его родной Канады, в результате чего ему вместо гостиницы «Россия» предоставили по ошибке номер в московском Доме колхозника, где туалет был один на весь этаж и, конечно, никакого рояля «Steinway», оговоренного в контракте (не было его, впрочем, и в театре) и т. д. Мировой знаменитости было непривычно подобное головотяпство и маэстро, прервав гастроли по настоянию Гранца, улетел домой, не дав в столице ни одного концерта, к величайшему разочарованию джазфэнов. Четверо новосибирских джазменов (Виктор Бударин, Валерий Степанов и автор этого некролога с представителем нашего джаз-клуба) тоже остались с носом, сидя в ресторане-поплавке на Москва реке, под аккомпанимент цыганского ансамбля, проклиная власть. Питерсон всю жизнь жил в родном городе, разумеется, прерывая свой семейный уют множеством концертов, записей, гастролей пор всему миру. У него была единственная на всю жизнь жена (редкий пример в мире непростых артистов джаза), три дочери и два сына. Его самой большой страстью была фотография - в подвале дома у него была обширная специально оборудованная лаборатория. В 1993 году он перенёс инсульт, но вернулся к музыке, предпочитая больше играть правой рукой. В последние годы организм подтачивала хроническая болезнь почек, она же и свела его в могилу… В истории проникновения джаза в СССР первым образцом импровизации для всех пианистов сначала был Дэйв Брубек. Но потом Оскар Питерсон, как и впоследствии Билл Эванс, а в наши дни Хэрби Хэнкокк и Чик Кориа, на все времена стал АБСОЛЮТНЫМ кумиром. Без знания, без изучения и копирования приёмов его игры не может обойтись ни один пианист. И не пианист – тоже. К счастью, дискография Оскара Питерсона огромна и доступна. Его ноты и партитуры тоже досягаемы, было бы желание. До своих последних дней на концертных площадках мира, мы можем видеть Питерсона на десятках документальных DVD-записях, которые тоже идут по всем каналам мирового джазового ТВ. Вклад в мировую джазовую культуру Оскара Питерсона огромен, и я могу доказать, что полностью ещё далеко не изучен и не оценён ни специалистами, ни людьми джаза, ни просто любителями. Джазовый пианизм XX века представляется нам таким мощными фигурами как Фэтс Уоллер, Арт Тэйтум, Бэд Пауэлл, Тедд Дамерон, Телониус Монк и последующая плеяда последней половины 20-го столетия и место мистеру Оскару Питерсону в ПАНТЕОНЕ МИРОВОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ОБЕСПЕЧЕНО! Сергей БЕЛИЧЕНКО P. S. Всем музыкантам российского джаза и любознательным рекомендую прочесть в обязательном порядке АВТОБИОГРАФИЮ Оскара Питерсона («Одиссея), изданную питерским издательством «Скифия» в 2007 году» (тираж 1000) и сравнить её с подобной автобиографией Майлса Дэвиса, тоже изданной на русском языке.
|