Cегодня мы начинаем публиковать большой цикл рецензий на джазовые релизы от Сергея Андреевича Беличенко. Чтобы в будущем упростить поиск по темам этого проекта, в их названии будет использоваться стандартная шапка: "С.А. Беличенко:". Для удобства навигации по рецензиям цикла, в конце этого сообщения размещен обновляющийся список опубликованных рецензий, каждая из которых, в свою очередь, содержит ссылку на общее оглавление.
Цитирование рецензий или их фрагментов в печатных и сетевых изданиях - только с разрешения автора.
Администрация.
"Мои дорогие друзья джаза, коллеги-музыканты, опытные коллекционеры или начинающие увлекаться этой музыкой!
Если бы меня забросили на необитаемый остров или иную жизнеприемлимую планету и при этом поставили условие взять ТОЛЬКО ОГРАНИЧЕННОЕ количество джазовых дисков из моей многотысячной коллекции, то я выбрал бы то, что сейчас начинаю предлагать Вам.
В этом выборе есть три ракурса.
Сначала я буду знакомить Вас с самыми дорогими для меня жемчужинами своей коллекции, которую я собирал всю свою жизнь, а на цифровых носителях уже 15 лет. Все музыканты хороши, у всех есть удачные и неудачные альбомы и выступления. Есть всевозможные конкурсы, анкеты, чарты, где критики и слушатели оценивают мастерство того или иного музыканта – ансамбля – оркестра и одаряют его социальным пьедесталом, а иногда и премиями. Так появились номинации «Альбом года», которые каждый приличный музыкальный журнал устраивает ежегодно. Но для личного пользования у каждого из нас есть что-то самое памятное, сокровенное, которое, как и перечитывать книгу, хочется слушать много раз.
Я просто провёл эксперимент – взял в руки каталог, и с ходу из 4000 записей выбрал 150 пластинок, дисков джазового искусства, которые знаю уже много лет, много раз слушаю, и если бы меня, повторюсь, ограничили количеством, то на необитаемый остров я взял бы именно их. И это что-то значит, потому что за 45 лет я прослушал десятки тысяч джазовых записей, и значит, что мой мозг мгновенно выбрал те, которые наиболее чётко зафиксировались самыми запоминаемыми и желаемыми. Эти концерты были записаны в разные годы, разными музыкантами, разных стилей, соло, в ансамблях, оркестрах. Они проходили через мою жизнь, и когда нужно было как то отвлечься или успокоиться, рефлексироваться или релаксироваться, я снимал с полки любой их них, и ставил в проигрыватель.
Фактически они все с самого первого раза оставили у меня неизгладимое впечатление, или я получил такое удовольствие, что старался к нему вернуться вновь и вновь.
Второй ракурс. Часть записей, полностью ассоциируют у меня с особами прекрасного пола, с которыми у меня были те или иные интриги или романы. Причём, каждая дама имела свою мелодию, и я их помню. Этот маленький клад, я уверен, есть в музыкальной памяти каждого из нас, и никакие слова, запахи, цвета и их оттенки так не оживляют нашу интимную память, как музыка, аккорды и нежная мелодия.
И, наконец, третий – самый главный ракурс. Отбирая эти диски, я всё же старался и в это минимальное количество шедевров включить те, которые полностью позволили бы представить любому, даже впервые начинающему слушать джаз, как велико, удивительно, прекрасно и разнообразно это искусство, что инструментальное, что вокальное. А выбирая лидеров того или иного направления, стиля или мастера своего инструмента, старался выбрать такие записи, которые считаются ЛУЧШИМИ из всего их творческого наследия, и без них историю джаза нельзя нам представить академическую. Музыку без инвенций Баха, «Времён года» Вивальди, симфоний Моцарта и Чайковского, фортепианных опусов Шопена, русских романсов, «Болеро» Равеля» или «Умирающего лебедя» Сен Санса и так далее.
ЭТО КВИНТЭССЕНЦИЯ ДЖАЗА, ЕЁ ВЕЧНЫЙ И ЗОЛОТОЙ ЗАПАС!